Картины импрессионистов

10x10 grid paper

Винсент Ван Гог

"Подсолнухи".

Винсент Ван Гог: коллекция

Винсент Ван Гог: жизнь и творчество

Винсент Ван Гог в музеях

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

 

"Подсолнухи". Август 1888 г.
Холст, масло. 93х73 см.
Национальная галерея, Лондон.

Каким-то. странным и загадочным образом имя Ван Гога всегда было связано с цветами. Он сам писал в письме к Тео: "Подсолнух - это мое, в известном смысле". Этот цветок имел для него особое значение: желтый цвет олицетворяет дружбу и надежду, в то время как цветок сам по себе представляется "идеей, символизирующей признательность и благодарность".

Это, наверное, наиболее известная изо всей серии изображающих0 подсолнухи картин, написанных Винсентом в августе-сентябре 1888 года.

Поначалу художник задумывал украсить этими картинами мастерскую в Желтом доме в Арле. Позже он решил повесить их в гостевой комнате, которую готовил к приезду Поля Гогена, прибытия которого в Арль ожидал с огромным нетерпением.

Воссоздаем работу Ван Гога

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

1. Предварительный рисунок

Художник начал со свободного карандашного наброска, размечая контуры изображения, размеры и пропорции. Затем он связал основные цвета, нанеся тонкий слой краски. На этой стадии работы не важны мелкие детали и метод работы. Большие участки холста закрашены кругообразными движениями кисти.

Фон и нижняя часть вазы написаны желтым ультрамарином, смешанным с титановыми белилами. Стол написан жженой сиеной, желтые лепестки - желтым кадмием и белилами, поверх которых в темных местах наложен тон жженой сиеной с вкраплениями соковой зелени, ализаринового краплака и капельки жженой сиены (чтобы придать коричневатый оттенок).

Листья написаны соковой зеленью, смешанной с желтым кадмием в тех местах, где тон должен быть очень бледным, и с берлинской лазурью, где тону следует быть очень темным.

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

2. Набросок красками

Затем были написаны фон и нижняя часть вазы, вновь с использованием желтого ультрамарина и белил с добавлением небольшого количества жженой сиены, чтобы слегка затемнить вазу. Краска наносилась густо, с помощью ножа-мастихина, а затем размазывалась перекрещивающимися мазками кисти. Небольшие участки холста были оставлены чистыми, чтобы отделить желтый фон от желтых цветов. Эти пятна в дальнейшем станут менее заметными, но останутся и в завершенной работе. Закончив писать фон, художник сосредоточился на цветах с желтыми лепестками, которые написаны в основном желтым кадмием с добавлением жженой сиены на темных участках. Темные сердцевины цветов и жесткие края лепестков были написаны на следующих этапах работы. Листья написаны соковой зеленью с добавлением желтого кадмия и берлинской лазури так же, как и на предыдущей стадии.

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

3. Использование импасто

На этой стадии большая часть работы проведена с помощью ножа-мастихина. Для того чтобы продемонстрировать, насколько густо Ван Гог наносил краску, чтобы написать темные цветы, художник временно не стал обрабатывать кистью нижние цветы. Там, где он наносил краску, он действовал не только кистью, но и ножом, создавая при этом шероховатую фактуру и рельефный рисунок. Такой технический прием называется импасто. Основной цвет здесь - сырая сиена, смешанная с желтым кадмием. Там, где краска наносилась на темные участки изображения, к ней было добавлено немного жженой сиены.

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

4. Добавление красок

На этой стадии были добавлены окончательные цвета. Почти черные сердцевины желтых подсолнухов написаны берлинской лазурью, а красный цвет создан с помощью ализаринового краплака.

Сердцевины темных цветов написаны чистой зеленой краской, наложенной сверху (и таким образом, смешанной с первоначальным слоем краски). Поверхность стола, изначально закрашенная жженой сиеной и желтым кадмием, была вновь покрыта густым слоем краски, нанесенной с помощью ножа-мастихина. Темные мазки жженой сиены добавлены кистью.

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

5. Заключительные штрихи

Наиболее заметные детали написаны на этой, заключительной, стадии работы. Сюда входят контуры, окружающие вазу, и знаменитая подпись. Цвет здесь создан либо с помощью чистой жженой сиены, либо с помощью берлинской лазури, слегка осветленной за счет добавления белил.

Затем художник внес небольшие цветовые поправки. Основание вазы еще больше отделено от фона стола за счет добавления небольшого количества жженой умбры. Поверхность стола затемнена с помощью капельки жженой сиены, добавленной к изначальной смеси жженой сиены и кадмия. Окончательно прописаны детали лепестков, а оранжевый тон темных цветков усилен небольшим количеством жженой сиены, нанесенной ножом-мастихином, а затем размазанной несколькими штрихами кисти.

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

Деталь

Техникой импасто Ван Гог владел, возможно, лучше, чем кто-либо из художников. Этот термин происходит от итальянского слова pasto, что означает густо наложенный слой краски с отпечатками того инструмента, которым она наносилась, - как правило кисти или ножа-мастихина. Такая техника позволяет создать мощный объемный эффект - изображение кажется выступающим из холста.

Палитра художника
Номера соответствуют стадиям работы, описанным выше.

>Палитра

Могучая простота

Винсент Ван Гог "Подсолнухи"

Винсент Ван Гог "Подсолнухи" 1. Головка подсолнуха
Несмотря на то, что Винсент писал быстро, подсолнухи успевали увянуть, теряя свои лепестки и обнажая наполненные семенами головки. Их глубокий оранжевый колер, округлые очертания и ярко выраженная фактура поверхности стали контрапунктом к более сложной, изменчивой, похожей на язычки пламени форме самих цветов.
Винсент Ван Гог "Подсолнухи" 2. Переплетенная фактура
Хотя на первый взгляд желтый фон выглядит плоским, его одноцветная (выдержанная в японском стиле) поверхность имеет отчетливую и необычную фактуру. Пересекающиеся вертикальные и горизонтальные мазки кисти создают впечатление плетеной корзинки или циновки.
Винсент Ван Гог "Подсолнухи" 3. Мощный мазок
Винсент набирал на кисть большое количество краски и наносил ее на холст с такой силой, что по обеим сторонам мазка образовывались гребешки из краски.
Винсент Ван Гог "Подсолнухи" 4. Вставки
Винсент вписывал стебли горизонтальными мазками зеленой краски.
Винсент Ван Гог "Подсолнухи" 5. Подпись
Цвет и расположение подписи (она различна на обеих подписанных художником картинах) делают ее важным элементом оформления всей картины.
Винсент Ван Гог "Подсолнухи" 6. Тонкие синие линии
Может показаться, что Ван Гог заполнял краской пространство между двумя синими линиями, однако на самом деле эти вертикальные линии добавлены на написанный двухцветный фон позже. Эта техника демонстрирует влияние на художника как японской гравюры, так и клуазонизма, к которому тяготели Бернар и Гоген. Обратите внимание на то, как искусно синяя линия соединяет вазу с фоном.
Винсент Ван Гог "Подсолнухи" 7. Белые блики
Часть вазы, расположенная под синей линией, выглядит плоской, в то время как верхняя ее половина кажется ввыпуклой за счет перехода от более темных золотистых тонов слева к ярким белым бликам, нанесенным техникой импасто. Цвета вазы в обратном порядке повторяют цвета фона.

По материалам "Художественная галерея. Ван Гог". №5, 2004 г.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.