Картины импрессионистов

weighted tape dispenser

Джозеф Тернер

Джозеф Тёрнер: коллекция

Джозеф Тёрнер в музеях

Хронология жизни

Эпизоды из жизни: 1. В погоне за впечатлениями
2. Романтизм и натурализм

ТЁРНЕР Джозеф Мэллорд Уильям(1775-1851) - английский живописец, рисовальщик, гравер, мастер романтического пейзажа, оказавший влияние на формирование импрессионистического направления.

Родился в семье цирюльника. Брал уроки живописи у Т.Молтона (ок.1789), учился в Королевской Академии в Лондоне (1789-1793). В 1802 г. стал академиком, а в 1809 г. профессором в академических классах. Совершал многочисленные поездки по Англии и Уэльсу, путешествовал во Францию и Швейцарию (1802), Голландию, Бельгию и Германию (1817), Италию (1819, 1828). Творческая манера сложилась в основном под влиянием К.Лоррена, Р.Уилсона и голландских маринистов.

Именно живопись голландских мастеров подсказала Тёрнеру сюжет одной из ранних работ "Мол в Кале" (1802-1803, Национальная галерея, Лондон), изображающей разыгравшуюся природную стихию и противостоящих ей людей. В отличие от гладкой и ровной живописи голландцев картина Дж.Тёрнера представляет собой пример свободного использования разнообразных художественных приемов и необычайную широту колористической палитры: от чистых голубых, красных, белых цветов до сложных оттенков свинцово-серых и коричневых тонов. Тот же напряженный драматизм характерен и для написанного в 1805 г. "Кораблекрушения" (Галерея Тейт, Лондон), уже полностью пронизанного духом романтизма. Величие и грандиозный масштаб происходящего подчеркнуты резким цветовым контрастом темного и светлого, холодного (изумрудные отливы темного моря) и горячего (красные и желтые пятна, изображающие человеческие фигуры).

Дж.Тёрнер очень редко пользовался этюдами, написанными с натуры, обычно он ограничивался карандашными набросками и записями своих впечатлений. Так на основании записей и зарисовок были созданы его швейцарские акварели (1800-е).

В содержании пейзажей Дж.Тёрнера всегда присутствует элемент борьбы как неотъемлемой части жизни. Даже в тех случаях, когда он воспроизводит природу в моменты тишины и покоя, он создает величественное полотно, отражающее полное торжество стихии света или тьмы ("Морозное утро", 1813, Галерея Тейт, Лондон).

Новаторское для своего времени мироощущение Дж.Тёрнер старался спрятать за изображением условных классицистических пейзажей, служащих фоном для некоторых его картин на мифологические и исторические темы ("Ганнибал, пересекающий Альпы в метель", 1819, Галерея Тейт, Лондон; "Улисс и Полифем", 1828-1829, Национальная галерея, Лондон).

Джозеф Тернер "Улисс и Полифем"

"Улисс и Полифем". 1829 г.
Холст, масло. 132,5х203 см.
Национальная галерея, Лондон.

Джозеф Тернер "Последний рейс корабля "Отважный"

"Последний рейс корабля "Отважный". 1838 г.
Холст, масло. 91х122 см.
Национальная галерея, Лондон.

Зрелые работы, написанные Тёрнером в 1820-1840-е гг., отмечены использованием необычайно богатой цветовой гаммы ( "Последний рейс корабля "Отважный", 1838, Национальная галерея, Лондон). Буйством красок отличаются даже самые темные полотна этого периода, такие как "Вечерняя звезда" (1840, Национальная галерея, Лондон) и "Похороны Уилки на корабле" (1842, Галерея Тейт, Лондон).

Джозеф Тернер "Похороны в море"

"Похороны в море". 1842 г.
Холст, масло. 86,9х86,6 см.
Галерея Clore коллекции Тернера, Лондон.

Джозеф Тернер "Дождь, пар и скорость"

"Дождь, пар и скорость". 1844 г.
Холст, масло. 90,8х121,9 см.
Национальная галерея, Лондон.

С середины 1840-х гг. Дж.Тёрнер переживает творческих кризис, выразившийся в утрате драматического напряжения и цветовых контрастов. Используя акварель, он пишет венецианские ландшафты и тихие швейцарские городки, в изображении которых исчезает различие тона по светосиле, появляются размытые формы и не гармонирующие друг с другом цвета. Его взгляд утрачивает зоркость пристального наблюдателя, а пейзажи начинают напоминать ускользающие миражи ("Дождь, пар и скорость", 1844, Национальная галерея, Лондон).

Импрессионисты высоко ценили творчество Дж.Тёрнера, проявляя особый интерес к его светотеневым эффектам, богатству цветовых рефлексов в написании белого, мотивам снежной погоды и моря, хотя сам тип "пейзажа-катастрофы", характерный для большинства его работ, оставался им чужд.

Литература:
Некрасова Е.А. Тёрнер. М., 1976.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Хронология жизни

1775
Родился в Лондоне, в семье цирюльника.

1785
Едет учиться в загородную школу в Брентфорде, пригороде Лондона.

1787
Создает самую раннюю из дошедших до нас акварелей.

1790
Получает право на свободное посещение занятий в Королевской академии. Первая выставленная (в академии) работа.

1792
Совершает путешествие по горным районам Уэльса.

1794
Его акварель с видом Рочестера опубликована в виде гравюры.

1797
Первая выставка картин Тёрнера, написанных маслом.

1798
Роман с Сарой Денби, вдовой композитора Джона Денби.

1799
Снимает квартиру на Харлей-стрит. Становится кандидатом в члены Академии.

1800
У Сары и Уильяма рождается дочь.

1802
Путешествует по Европе. Посещает Париж, где изучает выставленные в Лувре работы старых мастеров. Становится действительным членом Королевской академии.

1804
Открывает свою частную галерею на Харлей-стрит.

1806
У Сары и Уильяма рождается вторая дочь.

1819
Первое путешествие по Италии.

1829
Тяжело переживает смерть своего отца. Знакомится с Софией Бут.

1833
Посещает Дрезден, Берлин, Прагу и Вену. Роман с Софией Бут.

1851
Умирает в своем доме, на руках у Софии.

По материалам: "Художественная галерея. Тёрнер". №19, 2005.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.