Картины импрессионистов

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я


В

Валёр (от франц. valeur - цена, ценность) - термин в живописи и графике, обозначающий оттенок тона и определяющий соотношение света и тени при взаимодействии оттенков друг с другом. Разработана система валёров, которая представляет собой градацию света и тени какого-либо одного цвета в определенной последовательности. Подобная система помогает художнику более детально представить предмет в световоздушной среде, показать тонкость цветовых переходов и глубину колорита.

Умением использовать валёры отмечены полотна таких величайших колористов, как Д.Веласкес, Я.Вермеер, Ж.Б.Шарден, К.Коро, В.И.Суриков, среди импрессионистов системой валёров широко пользовались Дж. де Ниттис и Ф.Зандоменеги.


Веризм (итал. verismo, от vero - правдивый, истинный) - реалистическое направление в итальянской живописи конца XIX в., характерной чертой которого был интерес к жизни рабочих и крестьян, острая социально-критическая направленность и вместе с тем пессимистическое, порой пассивно-натуралистическое восприятие действительности. Крупнейшими представителями веризма были Ф.П.Микетти, Дж.Пеллицца да Вольпедо.


Воздушная перспектива - основанная на зрительном восприятии система передачи удаленных предметов, включающая в себя смягчение очертаний, ослабленное изображение деталей, уменьшение яркости цвета и другие приемы. Попытки передать воздушную перспективу наблюдаются уже в средневековых китайских пейзажах, но свое теоретическое обоснование метод получил в XVI в. в работах Л. да Винчи. Широко использовался этот прием в голландском пейзаже XVII в. и особенно в XIX в. в работах импрессионистов.


Время (англ. time, франц. temps, нем. Zeit) - наряду с пространством основная форма существования материи, связанная с чередованием различных этапов в жизни природы и человека.

Объективное восприятие времени всегда обусловлено причинно-следственными связями, взаимовлиянием прошлого, настоящего и будущего, субъективным переживанием времени и его интерпретацией в различных типах сознания.

С момента своего зарождения пластические искусства, являющиеся по своей сути пространственными и создающими неизменяемые во времени произведения, тем не менее включают в свой образный строй какую-либо концепцию времени, которая выражается в передаче движения, в развитии и последовательности событий.

Первобытное искусство трактовало время как мгновение, выхваченное из быстрого движения (сцены охоты), как неограниченный по продолжительности процесс (эпические рассказы в петроглифах и писаницах неолита и бронзового века) и как неизменную вечную данность.

Античное искусство воспевало гармонию и совершенство слитых в едином порыве равномерных движений ("Дискобол" Мирона, середина V в. до н. э.). Средние века характеризовались сочетанием незыблемости вечного идеала с неторопливым обстоятельным рассказом (фресковые циклы, житийные иконы).

Начиная с Возрождения в искусстве царит движение: ренессансный героический жест или готовность к поступку ("Давид", Микеланджело, 1501-1504), барочный переход одного состояния в другое ("Аполлон и Дафна" Л.Бернини, 1622 - 1625), чудесное мгновение ожидания и едва уловимый оттенок чувства в искусстве рококо ("Паломничество на Киферу" А.Ватто, 1717).

XIX в. привносит новые аспекты в восприятие времени: эмоциональный в творчестве романтиков ("Битва при Пуатье" Э.Делакруа, 1830), исторический ("Явление Христа народу" А.А.Иванова, 1837-1857).

Импрессионизм приносит свое обостренное восприятие времени.

Вырванное из стремительного потока мгновение городской жизни или жизни природы заставляет подругому взглянуть на мир, изменить систему оценок окружающего мира и прожитого времени ("После обеда" О.Ренуара, 1879).

На полотнах постимпрессионистов и символистов время, наоборот, замирает и напоминает о непреходящей значимости бытия ("Автопортрет с "Желтым Христом" П.Гогена, 1889, Бывшее собрание Мориса Дени).

В ХХ в. усиливается противоречие между стремлением успеть за лихорадочным темпом жизни и желанием сохранить незыблемыми устои духовной жизни. Невозможность разрешить его приводит к кризису потрясенного сознания ("Три музыканта" П.Пикассо, 1921).


Выразительность - термин, относящийся непосредственно как к художественному произведению, так и к самой натуре.

Термин обозначает силу воздействия, впечатления, высокую содержательность смысла.


По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.