Картины импрессионистов

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я


С

Салон (франц. salon, итал. salone) - официальные выставки произведений живущих мастеров, проводимых в Париже с 1653 г. по инициативе Королевской академии живописи и скульптуры.

Сначала они проводились ежегодно и не имели своего постоянноro помещения, с 1673 г. устраивались под открытым небом во дворце Пале Руаяль, с 1699 - в Лувре (до 1736 г. в Большой галерее, в 1737 - 1848 гг. в так называемом Квадратном салоне, давшем им свое название). С 1746 г. Салоны стали проводиться раз в два года. До середины XIX в. они были самыми представительными официальными выставками во Франции, на которых в первую очередь представляли произведения членов академии ("назначенных").

Художники, не принадлежащие к официальной элите, могли показывать свои работы на площади Дофина (Салон молодых), в Салоне Академии св. Луки, в лавках на мосту Нотр-Дам и др. С XVIII в. организацией выставок занимался смотритель королевских строений, а размещение экспонатов было в ведении члена академии. Так, в 1761-1773 гг. это почетное поручение исполнял Ж.Б.Шарден. Открытию выставки предшествовал выпуск каталога с кратким описанием наиболее выдающихся картин и данными о званиях и академических должностях их авторов. Широкий отклик, неизменно находивший свое отражение на страницах газет, журналов и специальных изданий, сыграл немаловажную роль в становлении и дальнейшем развитии художественной критики, одним из родоначальников которой был Д.Дидро, писавший о Салонах в 1759-1781 гг.

С 1848 г. выставки стали устраиваться во дворце Гран Пале на Елисейских полях. Во времена правления Наполеона I было учреждено специальное жюри Салона, официальный государственный орган, занимавшийся отбором работ и поддерживающий, как правило, академическое искусство.

Жюри отрицательно относилось ко всякому нарушению традиций, поэтому появление в Салоне произведений романтиков, реалистов и начинающих импрессионистов вызывало острую и непримиримую борьбу, накал которой зачастую свидетельствовал о степени их новизны и художественной значимости. С середины XIX в. в знак протеста против официально проводимой жюри политики в области искусства стали возникать независимые художественные выставки (выставка Г.Курбе "Реализм", 1855; "Салон Отверженных", 1863; выставки импрессионистов, с 1874). В 1881 г. Салон переходит в ведение Общества французских художников и утрачивает свой официальный характер. С этого времени начинают проводиться ежегодные "Весенние салоны", а с 1903 г. и "Осенние салоны". В конце XIX в. возникают авангардные выставки, также называющиеся салонами ("Салон Независимых", 1884). По аналогии с французскими салонами, стали называть художественные выставки и в других странах ("Московский салон", 1910-1921).


Салонное искусство (от Салонов - официальных художественных выставок, проводимых во Франции) - консервативное направление в искусстве Европы и Америки XIX-ХХ вв., опирающееся в основном на нормы академизма и позднего классицизма. Представители этого искусства пользовались также некоторыми приемами романтизма, а затем реализма и натурализма, но воспринимали только их внешнюю сторону, не проникая в суть художественного метода. Характерные черты этих произведений: эффектная красивость композиции, однозначность содержания, прямолинейная трактовка сюжета, формальная завершенность, ремесленническая виртуозность исполнения и сделанность фактуры, имитирующие подлинное художественное мастерство, слащавая экзальтация в передаче идеализированных образов, ориентация на вкус массового зрителя, эротика, носящая явно выраженный развлекательный характер, насаждение "хорошего вкуса" и неприятие нового, коммерциализация искусства. Во Франции расцвет салонного искусства падает на 1852-1870 гг., хотя многие его черты угадываются уже в творчестве художников, близких к романтизму (О.Верне, Э.Девериа) и живописцев так называемой "золотой середины" (П.Деларош, Э.Мейсонье). Крупнейшими представителями салонного искусства второй половины XIX в. были Т.Кутюр, А.Кабанель, В.Бугро, Ж.Л.Жером, Ф.Кормон, портретисты Ш.Шаплен, Ф.Винтерхальтер, Э.О.Каролюс-Дюран. Излюбленными жанрами были мифологический и аллегорический, служившие поводом к изображению обнаженной натуры, исторический, напоминающий костюмную мелодраму, бытовой, близкий к анекдоту, портрет, изображающий приукрашенную идеализированную модель.


Свет (англ. light, shine, франц. lumiere, jour, нем. Licht, Schein) - электромагнитное оптическое излучение, включающее, наряду с видимым излучением - собственно светом, -ультрафиолетовую и инфракрасную области. Электромагнитные волны, находящиеся в диапазоне видимого излучения, попадая на светочувствительные клетки сетчатки глаза, вызывают зрительное ощущение. Затем зрительный нерв передает возбуждение в зрительные центры головного мозга, где также возникает ощущение цвета.

Поскольку поверхность предметов обладает различной отражательной способностью, человеческий глаз способен воспринимать как различные цвета, так и их многочисленные оттенки. Ощущение белого цвета возникает при максимальном отражении и оптическом смешении в глазу зрителя лучей всех семи цветов солнечного спектра (красного, оранжевого, желтого, зеленого, голубого, синего, фиолетового), ощущение же черного цвета, наоборот, появляется при полном их поглощении. Если же одна часть лучей поглощается, а другая отражается, то человеческий глаз воспринимает различные цветовые тона. Соединение собственно света с цветом среды происходит в том случае, когда лучи света проходят через прозрачную окрашенную среду.

В результате отражения, поглощения и преломления лучей света возникают хроматические цвета, обладающие цветовым тоном, отличающимся от ахроматических - белого, черного и серого.

В живописи под светом понимается освещение изображаемой натуры, вызванное либо изображенным источником света (солнце, луна, свеча и т. д.), либо его отражением (блик, рефлекс. Свет лежит в основе такого важного выразительного средства, как светотень. Сам свет и его сила передаются в произведении с помощью светлоты цвета и тона, а также контрастных световых отношений. В основном максимальная яркость света совпадает с максимальной яркостью цвета, но иногда может случиться так, что яркий блик утратит свою интенсивность и обесцветится. Так, на полотнах импрессионистов стремление к воспроизведению сильного солнечного света в сочетании с использованием чистых красок спектра приводит к выбеливанию колорита вследствие обесцвечивания красок.


Светлота цвета - одно из основных качеств цвета, связанное с количественным соотношением отраженного света и поглощенного поверхностью предмета цвета. Уровень светлоты окрашенных объектов определяется при сравнении их с ахроматическими объектами и при выявлении степени их приближения к белому цвету, отражающему максимум света, и удаления от черного цвета, поглощающего максимум света.


Световоздушная среда - заполнение пространства живописного полотна изображением различных атмосферных состояний природы (туман, дождь, снег, солнечный свет).

Первую попытку передачи световоздушной среды предприняли в XV-XVI вв. представители венецианской школы живописи - Дж.Беллини, Джорджоне и Тициан. На их полотнах солнечный и ночной свет получил конкретное эмоциональное воплощение. Дальнейшая разработка проблемы световоздушной среды наблюдается в живописи XVII-XVIII вв. в голландском пейзаже, венецианской ведуте, в работах Рембрандта, Д.Веласкеса, А.Ватто, Дж.Тьеполо.

Честь открытия реальной световоздушной среды с постоянно происходящими в природе изменениями атмосферных условий и ослепительным блеском солнца принадлежит крупнейшим живописцам начала XIX в. Дж.Констеблу, К.Коро и А.А.Иванову. Но объектом пристального внимания она стала в середине XIX в. в творчестве художников-импрессионистов, поднявших ее воспроизведение на небывалую высоту.


Светотень (англ., итал. chiaroscuro, франц. clair-obscur, нем. Hell-dunkel) - постепенные переходы светлого и темного, распределение цветов по степени яркости, которые помогают воспроизвести объем изображаемого предмета, окруженного световоздушной средой. Светотень является важным выразительным средством, обладающим большим эмоциональным воздействием, способным передать не только постоянные свойства материального мира, но и изменчивость среды и атмосферных состояний.


Сезаннизм (по имени французского постимпрессиониста П.Сезанна - течение в живописи ХХ в., в основе которого лежат приемы, свойственные художественной манере П.Сезанна. Главными признаками сезаннизма являются использование контрастных цветов и создание с их помощью геометричной и обобщенной материальной формы, обладающей объемом и устойчивостью конструкции.

Влияние П.Сезанна особенно ярко проявилось в раннем кубизме и в творчестве русских художников, входивших в объединение "Бубновый валет" (П.П.Кончаловского, И.И.Машкова, А.В.Лентулова, Р.Р.Фалька и мн. др.).


Символизм (от греч. symbolon - символ, знак) - направление в европейском и американском искусстве на рубеже XIX и ХХ вв., в основе которого лежал образ-символ, выражающий в аллегорической форме скрытый смысл художественного произведения.

Представители символизма относились к различным стилевым направлениям (поздний романтизм, академизм, постимпрессионизм, модерн), но все они были едины в поиске новых путей передачи неких таинственных сил, будто бы правящих миром, смутных недостижимых идеалов, неуловимых смысловых оттенков и психических состояний. Большую роль при этом играли многозначность образа, причудливая игра метафор, аллюзий и ассоциаций. Символизм возник как своего рода реакция на ограниченность позитивистской эстетики позднего, утратившего свое величие реализма и натурализма.

Среди крупнейших представителей символизма можно назвать П.Пюви де Шаванна, Г.Моро, П.Гогена, М.Дени, О.Редона во Франции, Д.Г.Россетти и Э.Бёрн-Джонса в Англии, М.Клингера и Ф.фон Штука в Германии, Э.Мунка в Норвегии, А.Бёклина, Ф.Ходлера в Швейцарии, А.Райдера в США, М.А.Врубеля, В.Э.Борисова-Мусатова, Н.К.Рериха и П.В.Кузнецова в России.


Синтетизм (франц. synthetisme) - направление во французской живописи конца XIX в., характерными признаками которого являются декоративное использование цветовых пятен, отсутствие детализации изображения и символический характер образов, взятых из воображения или ностальгических воспоминаний.

Возникновение этого термина связано с выставкой полотен П.Гогена и его последователей, художников Понт-Авенской школы, проходившей в 1889 г.


Спектральные цвета - семь цветов солнечного спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), составляющие при оптическом смешении видимый глазом дневной естественный свет. Все цвета расположены в строгом порядке. Каждые соседние цвета через множество оттенков могут переходить друг в друга. Замыкающие спектр красный и фиолетовый цвета переходят в невидимые глазом инфракрасные и ультрафиолетовые зоны.


По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.