Картины импрессионистов

architectural model building supplies

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я


П

Палитра (франц. palette) - совокупность красок, которыми пользуется художник при создании живописного произведения.


Панно (франц. panneau) - живописное произведение, служащее для украшения стены, потолка архитектурного сооружения, выполненное на холсте маслом или темперой вне предназначенного ему места.


Пастель (франц. pastel, итал. pastello, от pasta - тесто) - цветные карандаши без оправы, сформованные из красочного порошка, а также живопись и рисование ими. Пишут пастелью по шероховатой поверхности бумаги, картона, по грунтованному холсту и т.д. Причем начинают жесткими карандашами, а заканчивают мягкими. Красочный порошок растушевывают пальцами или специальной растушкой.

Работы, выполненные пастелью, отличаются бархатистой матовой поверхностью красочного слоя, звучным и чистым цветом, мягкостью красок, долго сохраняющих первоначальную свежесть. Среди импрессионистов своим увлечением пастелью выделялся Э.Дега.


Пастозность (от итал. pastoso - тестообразный) - художественный прием, выражающийся в утолщении красочного слоя в результате нанесения густых мазков непосредственно на грунт или на уже просохшие слои.

Пастозность проявляется в рельефности, неровности красочного слоя, в пластичном мазке и служит для подчеркивания материальной стороны предмета и придания динамизма композиции.


Пейзаж (франц. paysage, англ. landscape, нем. Landschaft) - жанр изобразительного искусства или отдельные его произведения, показывающие природу и окружающую человека среду. В зависимости от того, на чем сосредоточено внимание художника, и характера изображения выделяют сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии - морской (марина) и речной пейзажи. Кроме того, пейзаж может быть историческим, показывающим облик Земли в прошлом или отражающим вечные законы развития природы, - и фантастическим, основанным на воображении художника.

Большое распространение получил космический, или астральный, пейзаж - реально увиденное с Земли или придуманное звездное пространство, а также изображения планет и других космических объектов.

Начиная с XVI в. пейзаж оформляется в самостоятельный жанр и появляются его основные разновидности: лирический, героический, документальный пейзаж. Это связано с творчеством таких художников, как П. Брейгель в Нидерландах, А.Альтдорфер в Германии, П.Рубенс во Фландрии, Я.ван Гойен, Рембрандт, Я.ван Рёйсдал в Голландии, Н.Пуссен, К.Уоррен во Франции, Ф.Гварди в Италии.

Основное завоевание XIX в. в области пейзажа - пленэр - привело к возникновению импрессионизма (французы Э.Мане, К.Моне, О.Ренуар), открывшего новые возможности в передаче пространства, изменений световоздушной среды, сложной цветовой гаммы. Ведущие пейзажисты конца XIX-начала ХХ в. (П.Сезанн, В.Ван Гог, А.Матисс во Франции, М.С.Сарьян в Армении, А.И.Куинджи, Н.К.Рерих в России) пытаются решить сложные философские проблемы, расширяют эмоциональные и ассоциативные качества пейзажной живописи.


Пленэр (франц. plein air, букв. открытый воздух) - передача в живописи изменений, происходящих в природе в естественных условиях, под действием солнечного света, воздуха и атмосферных явлений.

Пленэрная живопись, в отличие от работы в мастерской, занимается изучением окружающей среды, рефлексов, цветовых изменений, переходов, нюансов, теней, наблюдаемых на открытом воздухе. Ее основные признаки - светлый колорит, чистый сияющий цвет, ощущение световоздушной среды и т.д.

Расцвет пленэрной живописи падает на XIX в. Особого успеха в пленэризме добились Дж.Констебл в Англии, К.Коро и художники-барбизонцы во Франции, С.Ф.Щедрин и А.А.Иванов в России. Однако самая последовательная и тщательная разработка проблем пленэра принадлежит импрессионистам, у которых свет и воздух приобретают важное самостоятельное значение.


Понт-Авенская группа (франц. Pont-Aven, от pont - мост и Aven - название реки) - объединение французских постимпрессионистов. Понт-Авен - небольшая бретонская деревушка на севере Франции, известная своим тихим патриархальным укладом и живописными пейзажами. На протяжении многих лет она привлекала художников из разных стран Европы. В 1886 г. туда приехал П.Гоген, чтобы отдохнуть от шумной суеты Парижа. В 1888 г.за ним последовали Э.Бернар, Л.Анкетен, П.Серюзье и Я.Веркаде. Вместе со своим учителем художники очень много работали над созданием особого синтетического стиля, который позволил бы им отойти от слишком натурального, по>импрессионистов.

Работы, написанные в это время, положили начало синтетическому "живописному символизму" П.Гогена и "клуазонистическому " стилю подражавшего ему Э.Бернара.

После отъезда П.Гогена на Таити в 1891 г. понт-авенская группа фактически распалась.


Портрет (англ., франц. portrait, нем. Bildnis) - жанр изобразительного искусства, показывающий одного человека или группу людей. Основным условием всякого портрета является передача индивидуального сходства, как внешнего, так и внутреннего. Кроме того, изображая свою модель, художник наделяет ее типичными чертами, признаками эпохи и социальной среды.

По характеру изображения различают парадные (в полный рост) и камерные (поясные, погрудные, оплечные) портреты. Разновидностью камерного является интимный портрет, выражающий особенно доверительные отношения между художником и портретируемым лицом.

Фигура в парадном портрете изображается на архитектурном или пейзажном фоне, а в камерном - на нейтральном.

Портрет, в котором модель представлена в образе литературного, театрального, аллегорического, мифологического или исторического персонажа, называется костюмированным. Он может быть аллегорическим, мифологическим, историческим.

По количеству портретируемых на одном холсте различают двойной и групповой портрет. Если же два лица изображены на разных холстах, но для полотен характерно единство композиции, формата и колорита, такие портреты называются парными.

Несколько портретов, изображающих умерших и здравствующих членов одного рода, образуют портретные галереи. По размеру портреты делятся на станковый "в натуру", малоформатный, миниатюрный и т. д.

Особую группу составляют автопортреты - изображение художником самого себя.

Жанр портрета - один из древнейших в истории живописи, так как в далеком прошлом он имел культовое значение и отождествлялся с душой умершего человека. В античном мире были созданы настоящие шедевры этого вида искусства, идеализированного в Древней Греции и проникающего в самую суть личности в Древнем Риме. В средние века изображение человека регламентировалось строгими канонами и традициями. В эпоху Возрождения происходит становление портретного жанра, характеризующегося гуманистической верой в человека и глубоким пониманием его духовной жизни (Я. ван Эйк в Нидерландах, Донателло, Л. да Винчи, Рафаэль, Тициан в Италии, А.Дюрер, Х.Хольбейн в Германии).

XVII-XVIII вв. отмечены интересом к психологии, внутреннему миру человека (Ф.Халс, Д.Веласкес, Ф.Гойя в Испании, М.К.Латур, А.Гудон во Франции, Т.Гейнсборо в Англии, Ф.С.Рокотов, Д.Г.Левицкий, Ф.И.Шубин в России). В XIX в. внимание художников привлекали люди, отличающиеся силой духа и живущие на пределе чувств и эмоций (Т.Жерико, Д.Энгр, Э.Мане, В.Ван Гог во Франции, О.А.Кипренский, И.Н.Крамской, И.Е.Репин в России).

В ХХ в. интерес к личности портретируемого сохраняется, однако отступает на второй план перед стремлением художника выразить свое понимание мира (П.Пикассо, А.Модильяни, А.Бурдель во Франции, В А.Серов, М.А.Врубель, М.В.Нестеров, П.Д.Корин, С.Д.Лебедев в России).


Постимпрессионизм (франц. postimpressionisme) - термин, обозначающий основные направления французской живописи на рубеже XIX-ХХ вв., возникшие за импрессионизмом и провозгласившие неприятие его художественного метода. Отправной точкой в истории постимпрессионизма считается середина 1880-х гг. Именно в это время состоялась последняя выставка импрессионистов и был опубликован "Манифест символизма " (1886) французского поэта Ж.Мореаса.

Многие из приверженцев постимпрессионизма в прошлом примыкали к импрессионизму, но постепенно они стали пытаться выразить новыми средствами не сиюминутное и преходящее в жизни, как это было у их предшественников, а длительное и наиболее существенное в материальном и духовном состоянии натуры.

Период постимпрессионизма характеризуется взаимодействием разнообразных творческих систем как отдельных художников, так и целых направлений. Так, П.Сезанн стремился отразить устойчивость и материальность окружающего мира. Голландский художник В.Ван Гог, выйдя на сверхчувственную выразительность формы и цвета, предвосхитил появление экспрессионизма.

П.Гоген в полотнах, посвященных быту и легендам Полинезии, пытался воплотить мечту о гармонии мира, о поэтическом единении человека и природы, проложив путь символизму и модерну. Его учениками и последователями стали художники образованной им Понт-Авенской школы и участники группы "Наби" (М.Дени, П.Серюзье, Э.Вюйар, П.Боннар и др). А.де Тулуз-Лотрека можно считать предшественником линейно-живописного строя и декоративной стихии стиля модерн. К постимпрессионизму относится и неоимпрессионизм с его опытами с цветом (Ж.Сёра, П.Синьяк и др.).


Пуантилизм (от франц. pointiller - писать точками) - письмо раздельными мазками в виде точек, мелких квадратов или прямоугольников. Нанесенные таким образом на холст чистые краски оптически смешиваются в глазах зрителя и образуют красочное живописное полотно. Примерами виртуозного использования пуантилистической техники могут служить интенсивные, контрастные по колориту пейзажи П.Синьяка и А.-Э.Кросса, тонко нюансированные и очень искусно построенные обобщенные картины Ж.Сёра, портреты и жанровые объемно-пространственные композиции Т. ван Рейселберге и Дж.Сегантини.


Пуризм (от франц. pur - чистый, от лат. purus - чистый) - направление во французском изобразительном искусстве 1920-х гг.

Крупнейшие представители пуризма - А.Озанфан и Ш.Э.Жаннере (Ле Корбюзье) - в манифесте "После кубизма" (1918) заявили о необходимости создать новое декоративное искусство, отличительными чертами которого были бы предельно простая форма и минимальное присутствие деталей. Образцом для подражания они провозгласили машину, призывая художников отказаться от субъективного произвола в изображении действительности и в своем стремлении к пластическому совершенству.


По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.