Картины импрессионистов

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я


М

Мазок (англ. stroke, touch, франц. touche, нем. Pinselstrich) - термин в живописи, означающий след кисти на поверхности красочного слоя. Характер мазка зависит от изображаемой натуры, от намерений художника и от используемых им технических приемов. Мазок может быть скрытым (при гладком письме) или четко выраженным, пастозным в зависимости от темперамента живописца.


Маккьяйоли (итал. macchiaioli, macchia - пятно) - течение итальянской живописи 1860-1880-х гг., затронувшее в основном Флоренцию. Художественная манера представителей этого направления - Т.Синьорини, Дж.Фаттори, С.Лега - заключалась в свободном использовании красочных пятен.


Манера (итал. maniera, франц. maniere, нем. Manier, Art und Weise) - совокупность приемов, характеризующих стилистические и технические особенности целого направления или творчества одного живописца.


Масляная живопись (англ. oil-painting, франц. peinture, нем. Olmalerei) - одна из разновидностей живописной техники, отличительными чертами которой являются применение растительного масла (отбеленного льняного, орехового, подсолнечного) как основного связующего вещества и определенные приемы работы с красками. В качестве основы для масляной живописи используются холст, картон, дерево, металл, требующие дополнительной предварительной грунтовки. Красочный слой может быть тонким и густым, пастозным, прозрачным и плотным, блестящим и матовым, светлым и темным. Масляная живопись может быть многослойной (с обязательным перерывом для высыхания каждого слоя) или по сырому, требующая окончания работы до подсыхания красок. Особенностью масляных красок является то, что после высыхания они долго сохраняют свой цвет. Масляная живопись обладает большими возможностями для передачи авторского замысла, создания богатых цветовых сочетаний, воспроизведения пространственных отношений и объемных форм.

Образцы масляной живописи встречаются в античном и средневековом искусстве; но широкое распространение она получила в конце XIV - начале XV в., особенно в связи с творчеством Я. ван Эйка.

Начиная с XVI в. большинство европейских художников работает в технике масляной живописи. До XIX в. было принято многослойное письмо с обязательным использованием разжижающих краску лаков и заключительной лакировкой картин.

В дальнейшем предпочтение отдавалось живописи алла прима (по сырому) по грунту или по легкому подмалёвку.


Метод художественный (от греч. methodos - путь исследования, способ изложения) - система исторически сложившихся принципов художественно-образного мышления в искусстве, зависящая от уровня и характера развития общества, его философских, социальных, научных, религиозных, этических и эстетических идеалов.

Она включает в себя:
а) принципы художественного отбора;
б) способы художественного обобщения;
в) критерии эстетической оценки мира с позиций характерного для данной эпохи представления о прекрасном;
г) приемы воплощения окружающего мира в художественные образы.


Моделировка (от итал. modellare - лепить), моделирование-воспроизведение объемно-пластических и пространственных свойств предметов в произведении искусства при помощи светотеневых и цветовых градаций, контрастов, оптических свойств теплых и холодных тонов, лепки мазками.


Модель (франц. modele, итал. modello, от лат. modulus - мера) - человек (профессиональный натурщик или портретируемый), позирующий художнику при работе над художественным произведением, а также существа и предметы, служащие ему в качестве натуры.


Модерн (франц. moderne - новейший, современный) - стиль в европейском и американском искусстве второй половины XIX - начала ХХ в. Во Франции назывался "ар нуво", в Германии - "югендстиль", в Австрии - "сецессион", в Италии - "либерти", в Испании - "модернисмо".

Основой модернизма был неоромантизм, возродивший романтические идеи противостояния общества и отдельного индивида, особой миссии художника и ведущей роли прозрения в создании произведения искусства.

Выдвигая идею преобразования мира посредством красоты и гармонии, теоретики модерна призывали к синтезу искусств как к единственному средству, способному решить данную задачу.

Живопись модерна отличается плоскостностью, орнаментальностью, возникающей из гармонии целого и натуралистических или иллюзионистических деталей.

Особый декоративный эффект придает этой живописи сочетание цветовых, подчас почти монохромных плоскостей и опутывающих их мощных контурных линий, образующих затейливое переплетение, весьма напоминающее прихотливую ткань тонкого кружева.

Чрезвычайно яркий, образный, живописный язык модерна как никакой другой подходил для художественного воплощения образов и идеалов символизма.

С живописью модерна связаны имена таких художников, как П.Гоген и участники группы "Наби" (М.Дени, П.Боннар, Э.Вюйар, П.Серюзье и др.) во Франции, Г.Климт в Австрии, Э.Мунк в Норвегии, Ф.Ходлер в Швейцарии, М.А.Врубель, В.М.Васнецов, К.А.Коровин, отчасти В.А.Серов и члены группы "Мир искусства" (Л.С.Бакст, А.К.Бенуа, К.А.Сомов) в России.


Монохромия (от греч. monos-один и chroma - цвет) - одноцветность; монохромный. Исполненный оттенками одного цвета.


Мотив (франц. motif, от лат. moveo - двигаю, привожу в движение) - устойчивая тема, проблема или идея в творчестве художника или целого направления в искусстве. Мотив может относиться как к натуре, так и к ее изображению.


По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.