Картины импрессионистов

А Б В Г Д Ж З И К Л М Н О П Р С Т Ф Х Ц Э Я


Ф

Фактура (лат. factura - обработка, строение) - характер поверхности и ее воспроизведение в художественном произведении. Фактурные особенности зависят от физических свойств натуры (яркие природные краски передаются в живописи более густыми рельефными мазками), от назначения и размеров произведения (фактура эскиза или этюда более свободная, чем фактура картины). В XVI - XVIII вв. художники отдавали предпочтение гладкой, "скрытой" фактуре живописи, а в XIX - ХХ вв. они открыли для себя "явную" фактуру, используя для ее создания широкий мазок и неровно нанесенные слои краски.


Фовизм (от франц. fauve-дикий), "дикие" - направление во французском искусстве начала ХХ в., крупнейшими представителями которого были А.Матисс, Ж.Руо, А.Дерен, А.Марке, М.Вламинк, Ж.Брак, Р.Дюфи, О.Фриез, Ж.Фландрен, К. ван Донген. Впервые фовисты громко заяви ли о себе на парижской выставке 1905 г. Публика была шокирована настоящей вакханалией цвета, "дикой" выразительностью кричащих красок, что и послужило причиной возникновения столь странного названия.

Имеющая декоративнуюнаправленность живопись фовистов отличается преимущественным использованием насыщенных чистых цветов, контрастным сочетанием хроматических плоскостей, заключенных в темный широкий контур, обобщенностью формы, лишенной объема и данной вне законов линейной перспективы.

Некоторые черты, непосредственно присущие фовизму, объединяли его с одновременно возникшим с ним экспрессионизмом.


Фон (франц. fond, букв. - дно, глубинная часть) - задний, пространственный план композиции. Он может быть нейтральным (лишенным какого-либо изображения) или включать в себя элементы пейзажа, интерьера, орнамент и т.д.


Футуризм (от лат. futurum-будущее) - литературно-художественное направление в Италии и России начала ХХ в. Его появление было ознаменовано опубликованием в 1909 г. "Манифеста футуризма" итальянского поэта Ф.Т.Маринетти.

В следующем году Ф.Т.Маринетти оказался во главе группы художников, полностью разделявших его взгляды: У.Боччони, К.Карра, Л.Руссоло, Дж.Северини, Дж.Балла.

В своих многочисленных программных документах футуристы полностью отвергали завоевания традиционной культуры и все свои помыслы обращали в будущее, связывая их с развитием индустриальной эпохи все ускоряющихся темпов жизни.

Творчество футуристов во многом обусловлено влиянием кубизма , но они отвергали его основополагающий принцип анализа формы и стремились к непосредственному эмоциональному отображению окружающего их мира высоких скоростей.

Футуристы разработали особый тип картины, так называемые "энергетические" композиции , представляющие собой раздробленные на фрагменты геометрические фигуры и пересекающие их острые углы. Один из основных принципов их построения - симультанность, одновременное представление различных моментов движения.

Футуристы выдвинули идею открытого произведения искусства, которое включает в себя реальное пространство и охватывает зрителя со всех сторон (пластико-динамические комплексы Дж.Балла).

После первой мировой войны движение футуристов идет на спад, но в 1920-х гг. его принципы возрождаются в движении "второго футуризма" (Э.Прамполини, Ф.Деперо).

В России футуризм был представлен кубофутуристическими работами Д.Д.Бурлюка и О.В.Розанова.


По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.