Картины импрессионистов

Поль Сезанн

"Портрет Виктора Шоке".

Поль Сезанн: коллекция

Поль Сезанн: жизнь и творчество

Поль Сезанн в музеях

Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23

Поль Сезанн "Портрет Виктора Шоке"

"Портрет Виктора Шоке". 1875 г.
Холст, масло. 45,7х36,8 см.
Коллекция лорда Виктора Ротшильда, Кэмбридж, Англия.

Поль Сезанн "Шоке сидящий"

"Шоке сидящий". 1877 г.
Холст, масло. 65х57,2 см.
Галерея изящных искусств, Колумбус, Огайо.

"...В 1875 году художники хотели бы снова устроить выставку работ всей группы. Однако по материальным соображениям они решают предварительно принять участие в общем большом аукционе в отеле Друо. Сезанн не хочет в нем участвовать и, по правде говоря, не раскаивается в своем отказе.

24 мая аукцион состоялся. Он проходил бурно. Распоясавшаяся толпа отвечала негодующим визгом на каждое увеличение цен. Люди в зале сбивали друг друга с ног, ожесточенно спорили, готовые пустить в ход кулаки.

Оценщику пришлось вызвать полицию. И все же вопреки усилиям некоторых любителей живописи, таких, как Кайботт и Теодор Дюре, защищавших импрессионистов и старавшихся поднять цены, аукцион заканчивается полным крахом.

Семьдесят три   полотна, присланные Ренуаром, Моне, Сислеем и Бертой Моризо, были проданы по смехотворно низким ценам. При этом скандальном шуме, который по враждебности превзошел все самые худшие предположения художников, товарищи Сезанна пали духом и отказались от намечавшейся выставки. Зато компенсацией за все неудачи в отеле Друо стала дружба с Виктором Шоке, скромным коллекционером, влюбленным в Делакруа, служащим Главного таможенного управления. В зале среди немногих посетителей, сочувствующих импрессионистам и противостоящих разгневанной толпе, художники заметили человека средних лет, высокого, с красивыми посеребренными волосами, худым костистым лицом аскета, на котором лихорадочно горели глубоко посаженные глаза. Тряся бородкой, он, не щадя сил, с жаром защищал выставленные работы, неизменно учтивый и сдержанный.

Кто он? Ренуар узнал об этом на следующий день из полученного им письма, в котором таможенный чиновник, назвавшись, хвалил полотна художника и спрашивал, не согласитсяч ли он написать портрет госпожи Шоке. Минувшей весной Шоке намеревался посетить выставку на Бульваре капуцинок, но друзья почему-то отговорили его. В отеле Друо он все-таки побывал. Случайно. И не раскаивается в том. Полотна Ренуара слегка напомнили ему картины любимого им Делакруа, которые он коллекционирут. Между Шоке и Ренуаром быстро устанавливаются добрые отношения. Шоке - образец подлинного любителя живописи, его не интересуют ни мода, ни рыночная цена полотен и, уж конечно, меньше всего спекулятивные махинации с картинами.

Шоке не богат: приобретая картины, он многого себя лишает, экономит на питании, одежде и даже обходится без зимнего пальто. Но Шоке наделен в наивысшей степени тем, чего ни за какие деньги не купишь: у него превосходный вкус. Шоке приобретает только те картины, которые ему полюбились, полагаясь при этом лишь на интуицию; покупает для своего удовольствия, из чувства непреодолимой потребности: искусство для него насущная необходимость, в нем вся его жизнь.

Шоке мог бы подняться по служебной лестнице на более высокую ступень, если бы согласился переехать в пограничный район. Карьере он предпочел жизнь в Париже и возможность в свое удовольствие рыться в лавках с разным старьем, у антикваров, торговцев эстампами, букинистов. Его глубокое понимание искусства, безошибочное чутье, неиссякаемое терпение да еще тупость современников, отвергающих даже Делакруа, позволили Шоке собрать  сокровища в своей квартире на улице Риволи против Тюильрийского парка. Ренуар в восторге от музея, который он тут обнаружил. Здесь собрано двадцать картин Делакруа, не считая многих его акварелей и рисунков, работы Курбе и Мане, прелестное полотно кисти Коро; есть тут мебель XVI века, Людовика XIII, эпохи Регентства, Людовика XV, Людовика XVI, а также большая коллекция старинных часов, неверский и лотарингский фаянс и фарфор севрский, Индийской компании, Турне, Шантийи, Сен-Клу...

В первую же встречу с Шоке Ренуар по-братски вспомнил о Сезанне: если есть человек, который в состоянии оценить мастерство Сезанна, то это, безусловно, Шоке. Однажды Ренуар привел своего нового друга на улицу Клозель - в лавку папаши Танги - взглянуть на полотна художника из Экса. Ренуар не ошибся. Реакция последовала немедленно. Остановив свой выбор на полотне "Купальщицы", Шоке тут же купил его. "Как чудесно это будет выглядеть, - воскликнул он, - между Курбе и Делакруа!" В восторге от своего приобретения Шоке с Ренуаром возвращается к себе на улицу Риволи. Однако Шоке не без волнения переступает  порог своей квартиры: оценит ли покупку жена? "Послушайте, Ренуар, окажите мне услугу. Скажите моей жене, что картина Сезанна принадлежит вам, а уходя, вы забудете прихватить ее с собой. У Марии будет время привыкнуть к картине, прежде чем я признаюсь, что она моя".

Однако признание не замедлило последовать, так как Шоке не терпелось лично познакомиться с Сезанном. Покаявшись в обмане, Шоке попросил Ренуара пригласить автора "Купальщиц" на улицу Риволи. Так встретились два страстно увлеченных человека. "Ренуар говорил мне, что вы любите Делакруа", - заметил Сезанн, едва переступив порог квартиры. "Я боготворю Делакруа, - ответил Шоке. - Посмотрим вместе все, что есть у меня из его работ". И вот коллекционер и художник рассматривают развешанные на стенах полотна, извлекают из разных ящиков и коробок акварели и рисунки. Теперь произведения Делакруа разбросаны повсюду: на стульях, на обитых розовым шелком креслах эпохи Людовика XVI и даже на устланном коврами полу. Шоке и Сезанн, стоя на коленях, смотрят, восхищаются, вскрикивают. И вдруг, потрясенные, не справившись с волнением, плачут. Так завязывается большая дружба.

"Моральную поддержку" - вот что отныне Сезанн находит у Шоке. Шоке на лету схватывает все замыслы художника. Для него Сезанн - великий мастер современности. Если в присутствии Шоке заговаривают о живописи, он торопится вставить в беседу два слова, выражающих всю его страсть: "А Сезанн?" Сезанн становится "его художником". Часто он вместе с Ренуаром обедает у Шоке. Два новых друга поддерживают постоянные отношения, вдохновляемые благоговейным восторгом перед творениями Делакруа. Шоке к тому же так скромен, так учтив и предупредителен, что рядом с ним Сезанн забывает о своей боязни "заарканивания". Без слов ясно, что он напишет портрет Шоке. Не под его ли влиянием художник создает "Апофеоз Делакруа"? Во всяком случае, Шоке на этом полотне изображен рядом с Писсарро, Моне и самим Сезанном..."

По материалам книги:
А.Перрюшо "Жизнь Сезанна"/Пер. с фр.   и послесловие К.Богемской. -  М.: "Радуга", 1991. - 351 с.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.