Картины импрессионистов

tree rubber stamp

Поль Сезанн

Поль Сезанн


Поль Сезанн: коллекция

Поль Сезанн в музеях

Основные даты жизни и творчества

Эпизоды из жизни: 1. "Медведь с нежным сердцем"
2. Наводя мосты между прошлым и будущим
3. Финансовый гений Экса
4. Детство Поля
5. "Неразлучные"
6. Призвание
7. Париж - Экс
8. Новые знакомства
9. Искания
10. Битвы
11. Сезанн и "батиньольцы"
12. Гортензия Фике
13. Уроки Писсарро
14. Выставка импрессионистов
15. Виктор Шоке
16. Уход от импрессионизма
17. Фанни
18. Клод Лантье
19. "Игроки в карты"
20. Гора Сент-Виктуар
21. Амбруаз Воллар
22. Жоашим Гаске
23. Последние годы жизни

СЕЗАНН Поль (1839-1906) - французский живописец, один из крупнейших представителей постимпрессионизма.

Учился в Экс-ан-Провансе в Муниципальной школе рисования (1858-1860), посещал академию Сюиса в Париже.

Ранний период творчества П.Сезанна принято условно называть романтическим или барочным (1860-1872). В эти годы художник получает первые уроки живописи сначала у Ж.Жибера в Школе изящных искусств при музее своего родного города Экса, а затем самостоятельно работает в Париже, где посещает академию Сюиса. В кафе Гербуа встречается со своими сверстниками: К.Моне, К.Писсарро, О.Ренуаром, А.Гийоменом. Живопись П.Сезанна тех лет резко отличается от всего того, чем занимались его единомышленники. Так, в отличие от К.Моне, интерес которого был полностью сосредоточен на непосредственном зрительном восприятии природы, П.Сезанн создает свой фантастический мир и пытается выразить в нем всю гамму человеческих страстей.

Живя с постоянным ощущением сложности окружающего мира, П.Сезанн не мог оставаться в рамках простой созерцательности и правдивого отображения увиденного. Он всегда стремился акцентировать внимание зрителя на том, что для него было главным в картине. С этой целью он деформировал фигуры, создавал композиции с неустойчивым равновесием, использовал насыщенные темные краски, положенные большими массами ("В комнатах", 1860-е гг., ГМИИ, Москва). К концу 1860-х гг. живописная манера П.Сезанна меняется в сторону большей сдержанности и строгости композиции ("Девушка у пианино", или "Увертюра к "Тангейзеру", 1867-1869, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Поль Сезанн "Девушка у пианино"

Девушка у пианино (Увертюра к "Тангейзеру")". ок. 1868 г.
Холст, масло. 57.8x92.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Для импрессионистического периода (1872-1879) характерны приближенная к реальной жизни интерпретация образов, тонкая передача световоздушной среды и более светлая цветовая гамма. Основным жанром для Сезанна становится пейзаж, а единственным объектом наблюдения - природа. В 1872-1873 гг. он работает в Овере, затем в Понтуазе, где сближается с К.Писсарро. Очень часто художники работают над одним и тем же мотивом, используя при этом разные выразительные средства ("Дорога в Понтуазе", ок. 1876, ГМИИ, Москва). В Овере Сезанн начинает писать натюрморты с цветами, что помогает ему острее почувствовать окружающую его природу. Работая над натюрмортами, он вырабатывает свою неповторимую цветовую гамму: сочетание сизо-голубого и оранжево-желтого тонов ("Букет цветов в вазе", 1873-1875, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Поль Сезанн "Яблоки, персики, груши и виноград"

"Яблоки, персики, груши и виноград". 1879-1880 гг.
Холст, масло. 38.5x46.5.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Поль Сезанн "Пьеро и Арлекин"

"Пьеро и Арлекин". 1888 г.
Музей им. А.С. Пушкина, Москва.

Так называемый конструктивный период творчества П.Сезанна (1879-1888) совпадает с вершиной его мастерства и отличается гармоничным сочетанием массивных форм и строгой композиции ("Фрукты", 1879 - 1882, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Изображению нестойких мимолетных явлений природы, что с таким мастерством делали импрессионисты, препятствовала материально-конструктивная основа восприятия мира, свойственная П.Сезанну. Поэтому в этот период, когда он в совершенстве овладел передачей световоздушной среды, художник усиливает структурно-предметные элементы своих композиций ("Пьеро и Арлекин", 1888, ГМИИ, Москва; "Мост на Марне в Крейтеле", 1888, ГМИИ, Москва).

Поль Сезанн "Купальщики"

"Купальщики". 1875-1876 гг.
Холст, масло. 54.2x66.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Поль Сезанн "Натюрморт с драпировкой"

"Натюрморт с драпировкой".
ок. 1895.
Холст, масло. 55x74.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

В синтетический период (1888-1899) П.Сезанн создает цельный, устойчиво-подвижный образ природы. Гибкие и пластичные мазки мастера одновременно создают форму и намечают пространство, они словно цепляются друг за друга, формируя единую, неразрывную структуру полотна. Человеческие фигуры не противостоят пейзажному фону, они так же, как окружающая их растительность, пронизаны светом и воздухом ( "Купальщики", 1890-1892, Музей Орсэ, Париж). Художник очень часто обращается к теме купания, воплощая в ней свой идеал свободного человека, живущего в гармонии с природой. С воспоминаниями о счастливой юности связан у П.Сезанна образ высокой сосны, отбрасывающей благодатную тень. Перенося этот образ на холст, художник стремился решить проблему слияния предмета с окружающим его пространством и выразить ощущение меняющегося и в то же время вечно существующего мира природы ("Большая сосна близ Экса", 1890, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Этот интерес к соотношению изменяющегося и постоянного наиболее ярко отразился в его поздних натюрмортах ( "Натюрморт с драпировкой" , 1898-1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Портретные композиции П.Сезанна лишены психологической, социальной и индивидуальной характеристик, но люди, представленные на них, всегда значимы, а порой даже монументальны ("Курильщик", 1890-1896, Эрмитаж, Санкт-Петербург; "Дама в голубом", ок. 1899, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Поль Сезанн "Курильщик"

"Курильщик". 1890-1892 гг.
Холст, масло. 92.5x73.5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Поль Сезанн "Дама в голубом"

"Дама в голубом". 1900-1902 гг.
Холст, масло. 88,5х72 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

1900-е гг. отмечены появлением так называемой спонтанной живописи в его творчестве: композиция картины не продумывается заранее, она возникает как бы сама по себе в процессе работы. Мужественно-суровая палитра художника начинает приобретать лирические оттенки ("Голубой пейзаж", 1900-е, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Поль Сезанн "Гора Сент-Виктуар"

"Гора Сент-Виктуар". 1897-1898 гг.
Холст, масло. 81х100,5 см.
Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Все чаще на его полотнах появляется изображение горы св.Виктории как символа величия и неделимости вселенной ("Гора св.Виктории, 1900, Эрмитаж, Санкт-Петербург).

Литература:
1. Воллар А. Сезанн. Пер. с франц. Л., 1934.
2. Перрюшо А. Сезанн. Пер. с франц. М., 1966
3. Поль Сезанн. Переписка. Воспоминания современников. Пер. с франц. М., 1972.
4. Поль Сезанн. Л., 1975.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Основные даты жизни и творчества Поля Сезанна

1839, 19 января
В городе Эксе родился Поль Сезанн.

1852-1855
Сезанн учится в коллеже Экса. Начало дружбы с Батистеном Байлем и Эмилем Золя.

1856
Поступает в Школу рисования в Эксе.

1859
Начало переписки с Золя. Сезанн мечтает уехать в Париж, чтобы учиться живописи, но по настоянию отца вынужден поступить на факультет права в Эксе. В только что приобретенном его отцом доме в Жа де Буффан Сезанн оборудует себе мастерскую. Изучает картины караваджистов в музее Экса.

1861, апрель
Сезанн уезжает в Париж. Учится в мастерской Сюиса, встречается там с Писсарро и Гийоменом, посещает Лувр и Салон 1861 года.

1861, сентябрь
Потерпев неудачу на приемных экзаменах в Школе изящных искусств, Сезанн, обескураженный, возвращается в Экс и становится служащим в банке своего отца. По вечерам продолжает заниматься в Школе рисования.

1862, ноябрь - 1864, июль
Второе путешествие в Париж. Работа в Академии Сюиса. Тесная связь с Писсарро, Гийоменом, Оллером, Гийеме, Базилем, Моне, Сислеем, Ренуаром. Вместе с Золя посещает Салон отверженных в 1863 году. Увлечение произведениями Курбе и Делакруа. Начало работы над "неистово-романтическими" картинами.

1864
Работы Сезанна, впервые представленные в Салоне, отвергнуты. Возвращение в Экс. Вплоть до 1870 года он попеременно живет то в Провансе, то в Париже.

1866-1867
Сезанн представлен Эдуарду Мане, который восхищается его натюрмортами. Пишет портреты Валабрега, Амперера и своего отца, читающего газету.

1867-1869
Пишет картины "Похищение", "Оргия", "Искушение св. Антония", "Натюрморт с черными часами".

1870-1871
Работает в Эксе, Эстаке, Париже.

1872-1873
Работает с Писсарро в Понтуазе. Затем поселяется в Овер-сюр-Уаз. Дружба с доктором Гаше. Пишет "Дом повешенного" и ряд пейзажей, в которых чувствуется влияние Писсарро. Встречается с папашей Танги.

1874
Участвует в первой выставке импрессионистов.

1875
Встречается с Шоке, который начинает коллекционировать его работы.

1876
Проводит лето в Эксе, отказавшись участвовать во второй выставке импрессионистов.

1877
Работает в Понтуазе и в Овере. На третьей выставке импрессионистов показывает семнадцать натюрмортов и пейзажей.

1878
Возвращается в Эстак. Все дальше отходит от импрессионизма.

1882
Сезанн допущен в Салон как "ученик Гийеме".

1883
Вместе с Монтичелли работает в окрестностях Экса и Эстака. В декабре его посещают Ренуар и Моне. Начинает работать над "Видом Марсельской бухты из Эстака".

1885
Едет в Ренуаром в Ла-Рош-Гюйон. Много работает в Гарданне и ее окрестностях. Полное торжество нового стиля в живописи Сезанна.

1886, апрель
Женится на Гортензии Фике. Разрыв с Золя из-за романа "Творчество". Смерть отца художника, оставившего Сезанну большое состояние. Пишет пейзажи, изображающие долину реки Арк и гору Сент-Виктуар.

1890
Сезанн выставляет три картины в Брюсселе с "Группой двадцати".

1891-1892
Пишет пять вариантов картины "Игроки в карты".

1893
Автопортрет Сезанна помещен на выставке "Портреты прошлого столетия".

1895
Первая персональная выставка в галерее Амбруаза Воллара. Пишет "Портрет Гюстава Жеффруа" и "Мальчика в красном жилете". Начинает работать над серией "Купальщиков". Два пейзажа Сезанна вошли в собрание Люксембургского музея.

1896
Знакомится с поэтом Жоашимом Гаске.

1897-1898
Пишет многочисленные виды горы Сент-Виктуар из Бибемю. Начинает работать над "Большими купальщицами". Вторая выставка у Воллара.

1900
Картины Сезанна фигурируют на выставке "Столетие французской живописи", приуроченной к открытию Всемирной выставки в Париже. Национальная галерея в Берлине приобретает один из его пейзажей. Морис Дени пишет картину "Апофеоз Сезанна".

1901
Выставляется в Салоне независимых и в Брюсселе на выставке "Свободная эстетика".

1902
Смерть Золя.

1904
В новоорганизованном Осеннем салоне целый зал посвящается живописи Сезанна. Эта выставка первый триумф Сезанна. Эмиль Бернар посещает Сезанна в Эксе.

1905
Вновь выставляется в Осеннем салоне и в Салоне независимых. Стремится закончить "Больших купальщиц".

1906, 22 октября
Смерть Сезанна.

По материалам книги А.Перрюшо "Жизнь Сезанна"./ Пер. с фр.; Послесловие К.Богемской. -  М.: "Радуга", 1991. - 351 с.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.