Картины импрессионистов

koh i noor lead holder

Жорж Сёра

Жорж Сёра: коллекция

Жорж Сёра в музеях

Хронология жизни

Эпизоды из жизни: 1.Фанатик цветной точки
2. Научная живопись
3. Детство
4. Школа изящных искусств
5. Армия
6. Начало
7. "Купание в Аньере"
8. Отвергнутые
9. "Воскресенье после полудня на острове Гранд-Жатт"
10. Первая выставка "независимых"
11. Писсарро
12. Выставка импрессионистов
13. Феликс Фенеон
14. Разногласия с Гогеном
15. Онфлёр
16. Вторая выставка "независимых"
17. Гранкан
18. Выставка "Группы двадцати"
19. Третья выставка "независимых"
20. "Натурщицы"
21. "Парад"
22. Четвертая выставка "независимых"
23. Разрыв с Писсарро
24. Мадлен Кноблох
25. Пор-ан-Бессен
26. Пятая выставка "независимых"
27. "Канкан"
28. Шестая выставка "независимых"
29. Гравелин
30. "Черная птица"
31. "Цирк"
32. Седьмая выставка "независимых"
33. Посмертная судьба

СЁРА Жорж (1859-1891) - французский живописец,  график, один из основоположников неоимпрессионизма.

Родился в состоятельной мелкобуржуазной семье. Учился в Муниципальной школе рисунка (с 1875) и в Школе изящных искусств в мастерской А.Лемана, ученика Ж.Д.Энгра (1878-1879). На формирование творческого метода Ж.Сёра оказало влияние искусство Э.Делакруа, К.Коро, Т.Кутюра, П.Пюви де Шаванна, а также К.Моне и К.Писсарро. Ранние работы Ж.Сёра написаны в импрессионистической манере, они наполнены светом и воздухом, мерцанием разноцветных бликов ("Рыбаки на берегу Сены", 1883, частное собрание, Труа),

Жорж Сёра "Остров Гранд Жатт"

"Остров Гранд Жатт". 1884 г.
Частное собрание, Нью-Йорк.

Жорж Сёра "Сена в Курбевуа"

"Сена в Курбевуа". 1885-1886 гг.
Холст, масло.
Частная коллекция. 

В историю живописи Ж.Сёра вошел как один из создателей нового художественного метода, основанного на законах спектрального анализа. Сёра отказался от смешения красок и использовал точечные мазки чистого цвета, располагая их рядом друг с другом. В глазах зрителей, находящихся на некотором расстоянии от картины, мазки сливались, образуя яркое красочное полотно. С оптической точки зрения Ж.Сёра изучил возможности красок для создания более темных или более светлых оттенков. Причем главным в его экспериментах было не соответствие полученной гаммы естественным краскам природы, а достигаемый их игрой особый декоративный эффект ("Остров Гранд-Жатт", 1884, частное собрание, Нью-Йорк; "Сена в Курбевуа", 1885, частное собрание, Париж; "В Онфлёре", 1886, Национальная галерея, Прага).

Жорж Сёра "Гавань в Онфлере"

"Гавань в Онфлере". 1886 г.
Холст, масло.
Национальная галерея,
Прага, Чехия.

Жорж Сёра "Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт"

"Воскресная прогулка на острове Гранд Жатт". 1884-1886 гг.
Холст, масло. 81х120 дюймов.
Художественный институт, Чикаго.

Одним из основных произведений Ж.Сёра считается "Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт" (1884-1886, Художественный институт, Чикаго), созданию которого предшествовало написание множества подготовительных работ, в которых художник пытался разрешить проблему взаимодействия человеческих фигур в световоздушной среде. Следуя своей теории, художник делит полотно на две зоны: освещенную, написанную теплыми чистыми красками, и затененную, с преобладанием холодных чистых тонов. В целом картина передает ощущение сонной атмосферы летнего дня.

Жорж Сёра "Парад"

"Парад". 1887-1889 гг.
Холст, масло. 39 3/4 х 59 1/8 дюймов.
Метрополитен-музей искусств,
Нью-Йорк

Жорж Сёра "Натурщицы"

"Натурщицы". 1887-1888 г.
Холст, масло. 78 3/4 х98 3/8 дюймов.
Фонд Барнса, Мэрион, Пенсильвания

В 1880-1890-х гг. склонность Сёра к локальному декоризму усиливается ("Парад", 1888, Метрополитен-музей, Нью-Йорк; "Натурщицы", 1888, Старая пинакотека, Мюнхен; "Воскресенье в Порт-ан-Бессен", 1888, Государственный музей Креллер-Мюллер, Оттерло; "Порт-ан-Бессен во время прилива", 1888, Национальный музей современного искусства, Париж; "Цирк", 1890-1891, Музей импрессионизма, Париж). В своих работах он делает попытку возродить принципы декоративно-монументальной композиции, стремясь преодолеть фрагментарность композиции, свойственную импрессионистам.

Жорж Сёра "Порт-ан-Бессен, воскресенье"

"Порт-ан-Бессен, воскресенье".
1888 г.
Музей Креллер-Мюллер, Оттерло.

Жорж Сёра "Порт-ан-Бессен, прилив"

"Порт-ан-Бессен, прилив". 1888 г.
Национальный музей современного искусства, Париж.

Жорж Сёра "Цирк"

"Цирк". 1890-1891 гг.
Холст, масло. 73х59 1/8 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Литература:
1. Жорж Сёра. Поль Синьяк. Письма. Дневники. Литературное наследие. Воспоминания современников. М., 1976.
2. Перрюшо А. Жизнь Сёра. Пер. с франц. М., 1992.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Хронология жизни

1859
Родился в Париже, в семье отставного государственного служащего Антуана Кризостома Сёра и его жены, Эрнестины.

1875
Поступает в школу живописи, где обучается у скульптора Жюстена Лекьена. Знакомится с Эдмоном Аман-Жаном и Эрнестом Лораном.

1878
Принят в Школу изящных искусств в класс Анри Лемана, преданного ученика Энгра.

1879
На четвертой выставке импрессионистов восхищается их работами. Покидает Школу изящных искусств. Продолжает рисовать, проходя срочную военную службу в Бресте.

1880
Демобилизуется из армии и возвращается в Париж. Снимает студию вместе с Аман-Жаном.

1881>
Пишет ряд портретов. Изучает оптику и цвет.

1883
Выставляет портрет Аман-Жана в Салоне. Начинает работу над "Купанием в Аньере".

1884
Картина "Купание в Аньере" отклонена жюри Салона. Сёра выставляет ее в Салоне отверженных.

1886
Выставляет картину "Гранд-Жатт" на последней выставке импрессионистов. Полотно производит сенсацию. Сёра объявляют основателем неоимпрессионизма.

1887
Принимает участие  в выставке бельгийской "Группы двадцати". Картина "Гранд-Жатт" собирает вокруг себя толпы зрителей.

1888
Влюбляется в Мадлен Кноблох, но скрывает свой роман от семьи.

1889
У Сёра и Мадлен рождается сын, Пьер Жорж.

1891
Скоропостижно умирает 29 марта. Похоронен в семейном склепе на кладбище Пер-Лашез.

По материалам: "Художественная галерея. Сёра". №20, 2005.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.