Картины импрессионистов

Королевская академия изобразительных искусств Сан-Фернандо.

Работы Гойи присутствуют в собраниях большинства крупных художественных галерей мира. В лондонской Национальной галерее хранится пять его картин; музей Метрополитен в Нью-Йорке и Национальная галерея в Вашингтоне имеют по дюжине произведений Гойи. Однако большая часть творческого наследия художника остается на его родине, в Испании. Самое представительное собрание его работ находится в мадридском музее Прадо, однако гораздо теснее с именем художника связана коллекция, хранящаяся в Королевской академии Сан-Фернандо. Вся жизнь художника соотносится с этой академией, где он на протяжении многих лет занимал ряд руководящих постов.

Королевская академия изобразительных искусств Сан-Фернандо

Главный вход в Королевскую академию,
в XVIII веке перестроенную в неоклассическом стиле и
ставшую одной из самых красивых и хорошо обставленных художественных галерей мира.

Академия Сан-Фернандо, получившая свое название в честь святого покровителя города Мадрида, основана в 1752 году. Для того времени это было довольно рядовое событие. Самая первая академия живописи была создана во Флоренции в 1563 году. Вскоре, в 1593 году, у нее появилась тезка в Риме. В XVII-XVIII веках этот процесс уже напоминал цепную реакцию. В 1648 году в Париже открыли знаменитую Королевскую академию живописи и скульптуры. Если в 1720 году в Европе было 20 академий живописи, то к 1800 году их насчитывалось более ста. Академия Сан-Фернандо была первой испанской школой живописи. Вслед за Мадридом подобными учебными заведениями обзавелись Валенсия (1778), Барселона (1775), Сарагоса (1778), Вальядолид (1779) и Кадис (1789).

Тому были свои причины к XVII веку католическая церковь перестала занимать центральное место в управлении культурой. Искусство на глазах секуляризовалось. Возникла потребность в профессиональной подготовке художников, которые в дальнейшем занимались бы не только "чистым" искусством, но и способствовали бы промышленному развитию. Сами художники тоже были заинтересованы в том, чтобы утвердить свой социальный статус. Наконец, возникновение академий живописи совпало с зарождением европейского неоклассицизма, призывавшего к углубленному изучению творческого наследия мастеров прошлых эпох.

Академия Сан-Фернандо во многом копировала французскую Королевскую академию живописи и скульптуры. Здесь студентам прививали любовь к классической живописи и архитектуре. Отбор в Академию был очень строгим, что на собственном горьком опыте испытал Гойя, дважды провалившись на вступительных экзаменах. Принятых в Академию студентов обязывали участвовать в многочисленных творческих конкурсах. Самыми престижными считались награды, полученные в Риме. Они сразу же открывали перед их обладателями массу возможностей и приносили выгодные заказы.

Королевская академия изобразительных искусств Сан-Фернандо

В 1774 году Академия переехала в здание, которое занимает и по сей день. Здание было построено в 1720 году для богатого банкира, а затем перестроено в неоклассическом стиле. Для этого со стен убрали лепные украшения в стиле барокко, а прежний роскошный главный вход заменили строгим портиком.

Вскоре после переезда в академии основали музей. Поначалу в его собрание входили в основном работы студентов, но сегодня это полноценный музей, владеющий произведениями великих живописцев и охватывающий временной отрезок от начала XVI до первой половины XX века. Среди художников, представленных в коллекции (помимо Гойи), мы найдем Эль Греко, Сурбарана, Рубенса, Корреджо и Тьеполо. Залы музея занимают два этажа, окружая большой зал, где до сих пор проходят официальные заседания Академии.

По материалам "Художественная галерея. Гойя", №13, 2004 г.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.