Картины импрессионистов

Собрание Бёрля, Цюрих.

Богатый немецкий промышленник одарил свой любимый город Цюрих одной из самых представительных коллекций работ Мане и художников- импрессионистов.

Лучше всего творчество Мане представлено в парижском музее Дорсе. За пределами Франции наиболее полной считается коллекция, собранная немецким промышленником Э.Г.Бёрлем. Теперь она находится на постоянном хранении в Цюрихе.

Собрание Бёрля, Цюрих

Фасад Собрания Бёрля.

Эмиль Георг Бёрль (1890-1956) родился в Пфорцхейме, на юге Германии. В школьные годы он больше увлекался наукой и техникой, получив даже от однокашников прозвище "Электрический Джейк". Но постепенно любовь к литературе и искусству победила в его душе, и в Мюнхенский университет он поступил уже как студент- гуманитарий. Есть сведения о том, что Бёрль мечтал стать художником, но начавшаяся Первая мировая война спутала все его планы. Бёрль оказался в армии. Воевал во Франции, России и Румынии.

После войны Бёрль возвратился в Германию. Работая на машиностроительном заводе в Магдебурге, он быстро сделал карьеру, вскоре заняв должность управляющего. В это же время начинающий промышленник женился на дочери крупного банкира Шарлоте Шальк. Но об искусстве он не забыл. "В нашем мире царят грубость и насилие, - говорил Бёрль, - и вскоре в нем не останется места для прекрасного. Произведения искусства останутся, да, но они будут делаться из бетона и стали. Поэзия? Останется и она, но стихи будут писать люди с железными нервами и стальным взглядом".

В 1924 году Бёрль переехал в Цюрих, где взял под свое управление разваливающийся промышленный концерн. Благодаря его хваткости и аккуратности, дела компании пошли в гору - через некоторое время эта фирма стала собственностью Бёрля. В дальнейшем концерн превратился в одного из крупнейших производителей станков, текстиля и оборудования для авиации. В годы Второй мировой войны он снабжал оружием немецкий вермахт. Это темное пятно в биографии Бёрля до сих пор делает отношение к нему неоднозначным.

Собрание Бёрля, Цюрих

Вид одного из выставочных залов музея.

Всерьез заниматься коллекционированием картин Бёрль начал в 1930-е годы, но львиная доля приобретений приходится на последние десять лет его жизни. Особое пристрастие промышленник питал к импрессионистам и постимпрессионистам - соответственно, их картины доминируют в его собрании.

На протяжении многих лет картины были Бёрлю лучшими друзьями. Он отдыхал в их обществе, возвратившись домой после долгих часов, проведенных в офисе. Иногда он ночи напролет просиживал в огромном зале, на стенах которого висели работы художников. "Время, проведенное с ними, - признавался коллекционер, - я никогда не считал потраченным впустую. Каждый момент общения с картинами был для меня прикосновением к вечности".

Но он очень не хотел того, чтобы собранная им коллекция оказалась разоренной после его смерти. Этим опасением и было вызвано решение создать Собрание и завещать его Цюриху, городу, который он любил и в котором прожил большую часть своей жизни. Местом хранения коллекции стал дом самого Бёрля. Таким образом, входившие в Собрание 168 картин и 30 скульптур продолжали "жить" у себя дома, о чем и мечтал Бёрль. В самом здании ничего не меняли - лишь установили мебель в совершенно пустых прежде залах.

Собрание Бёрля, Цюрих

"Султанша" (1871-1876) кисти Мане.

В коллекции имеются работы многих видных импрессионистов, однако богаче всего в ней представлены картины Мане (около 20 полотен). Отметим среди них "Султаншу", тематически и технически связанную с "Олимпией" и "Наной". На картине "Улица Монье" (1878) запечатлена сценка из современной жизни - на запруженной народом, украшенной яркими флагами улице проходит Праздник Мира, учрежденный в память о восстановлении страны после ужасов франко-прусской войны. Впрочем, как и во все времена, к официальным праздникам тогда относились с недоверием, видя в них один из пропагандистских приемов. Это отношение было характерно и для Мане - на других версиях этой картины он иронично написал не ликующие толпы людей, а марширующие армейские колонны.

Собрание Бёрля, Цюрих

На картине "Ласточки" Мане написал своих мать и жену. Отвергнутая жюри Салона 1874 года, эта работа стала украшением коллекции Бёрля.

Другие работы Мане, хранящиеся в этом Собрании, - портреты, пейзажи, портовые сцены и натюрморты. Самой пронзительной из них, безусловно, являются "Ласточки". На этой прозрачной картине Мане запечатлел своих близких - жену и мать. Картина создана в период увлечения художника импрессионизмом, о чем недвусмысленно свидетельствуют некоторые особенности тогдашнего письма мастера. Эти особенности и не позволили выставить работу в Салоне 1874 года. Ее отвергла приемная комиссия Салона.

Собрание Бёрля, Цюрих

Эмиль Бёрль позирует в окружении своих
друзей - картин из собственной коллекции.

ВЛЮБЛЕННЫЙ В КАРТИНЫ

Друзья, приезжавшие навестить Бёрля, входили "в пустой зал, по стенам которого, как в музее, были развешаны картины… Говорили мало, потому что Бёрль не любил, когда при нем разбирали художников. Он и сам никогда не делал этого, предпочитая не анализировать картины, а просто наслаждаться ими. Он относился к своим картинам как к живым существам, следя за тем, чтобы никто не только не касался их руками, но и не говорил о них ничего обидного. Чистая, почти детская радость, которую испытывал Бёрль в окружении своих картин, проявлялась скорее не в словах, а в его поведении, жестах, и очень скоро посетитель начинал понимать, что только здесь, среди полотен, этот человек чувствует себя счастливым".

По материалам "Художественная галерея. Мане", №40, 2005 г.

Сайт в Интернет






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.