Картины импрессионистов

mini protractor

Эдгар Дега

Мир кафешантанов: "Ария собаки", "Певица с перчаткой".

Эдгар Дега: коллекция

Эдгар Дега: жизнь и творчество

Эдгар Дега в музеях

Эпизоды из жизни: 1 2 3 4 5 6 7 8

Эдгар Дега "Ария собаки"

"Ария собаки". 1876-1877 гг.

Эдгар Дега "Певица с перчаткой"

"Певица с перчаткой". 1878 г.
Холст, пастель. 52,8х41,1 см.
Изобразительный музей Фогг, Гарвард, Кэмбридж.

"Наиболее точное свидетельство о кафешантанах принадлежит кисти аристократа и завсегдатая элегантных салонов парка Монсо Эдгара Дега, опередившего Тулуз-Лотрека на целое десятилетие.

На протяжении последней трети XIX века, до появления кинематографа, кафешантаны оставались любимым местом отдыха парижан. Эти заведения были весьма разнообразны и встречались всюду, как в наши дни кинотеатры: на Монмартре, Страсбурском бульваре, на Елисейских полях и в пригороде. Самыми привлеательными были, конечно, те, что открывались летом, на свежем воздухе, в садах, иллюминированных белыми газовыми шарами. Дега, не любивший открытого пространства, предпочитал искусственное освещение, газовая подсветка помогала ему найти новые решения. Своим друзьям-импрессионистам он говорил: "Вам нужна жизнь естественная, мне - искусственная". И тем не менее сцены из жизни кафешантанов на его полотнах отвечали первейшей задаче, поставленной импрессионистами перед собой, - отражать современность. Демократичность и даже некоторая вульгарность кафешантанов притягивали его. Такая атмосфера забавляла и развлекала Дега. Там встречались неординарные личности: чревовещательницы, эксцентрики, патриотки, крестьянки, сентиментальные дамочки, эпилептики... Типажи подобного рода существуют до сих пор, и, если поразмыслить, любую современную звезду эстрады можно причислить к одной из этих категорий.

У Дега не было предпочтений; он охотно посещал как элегантные заведения на Елисейских полях, Ла Скала, Ба-Та-Клан, Элизэ-Монмартр, так и сомнительные кабаки Бельвиля и Ла Вилет, где его привлекали необычные силуэты. Среди знаменитостей у него были фаворитки, такие как мадемуазель Бека, - Дега запечатлел ее концерт в кафе "Амбассадор", - или Эжени Бюффе ("Вояка с фортификаций"), от популистско-анархистских песенок которой волосы становились дыбом, при этом стан у нее был изумительный. Любимицей Дега оставалась Тереза, она производила фурор, распевая зычным голосом гвардейские песенки: "Я убила капитана", "Жена извозчика", "Я интересная женщина" и "Марсельезу", вызывавшую в эпоху разгула шовинизма бурю аплодисментов. Дега в восторге писал другу после концерта Терезы: "Она открывает рот, и из глотки несется голос наигрубейше, наиделикатнейше, наиостроумнейше нежный. А душа певицы, а ее вкус, где еще можно отыскать что-либо подобное? Это просто чудо!" Страстное увлечение принесло свои плоды, у Дега появились превосходные полотна: "Песня собаки", "Певица с перчаткой", "Кафешантан"... Лишь в одно кафе он не зашел ни разу - это "Табарен", находившийся как раз напротив его дома. Да, удивительнейший человек был этот господин Дега, явно не желавший, чтобы соседи видели его входящим в сомнительное заведение. Кстати, с певицами кафешантанов он редко дружил, зато с танцовщицами из Оперы был очень близок. Вероятно, певицы были для него слишком вульгарны. И тем не менее он настолько проникся жизнью кафешантанов, что мог вполне компетентно судить о таланте певиц. Его мнение всегда было авторитетным."

По материалам книги Ж.-П. Креспель "Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883"./ Пер. с фр. Е.Пуряевой. - М.: Мол.гвардия, 1999. - 301[3]с.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.