Картины импрессионистов

shrink film inkjet

Эдгар Дега

Эдгар Дега "Автопортрет"

Эдгар Дега.
"Автопортрет"


Эдгар Дега: коллекция

Эдгар Дега в музеях

Хронология жизни

Эпизоды из жизни 1. Вдохновение и одиночество (биография)
2. Страстный рисовальщик
3. Художник-аристократ
4. "Хлопковая контора"
5. Мир кафешантанов.
6. Монмартр
7. Зловещее безбрачие
8. Дега во мраке

ДЕГА Эдгар Илер Жермен (1834-1917) - французский живописец, один из самых выдающихся представителей импрессионизма.

Родился в старинной банкирской  семье. В 1855 г. поступает в Школу изящных искусств в Париже в класс французского художника Ламота, сумевшего воспитать в своем ученике глубокое уважение к творчеству великого французского живописца Ж.Д.Энгра. Но в 1856г. неожиданно для всех Э.Дега бросает учебу и уезжает на два года в Италию, где с большим интересом изучает работы великих мастеров XVI в. и Раннего Возрождения. В этот период кумирами для него становятся А.Мантенья и П.Веронезе, одухотворенная и красочная живопись которых буквально поразила молодого художника. Для его ранних работ характерны резкий и точный рисунок, зоркая наблюдательность, сочетающиеся то с благородно-сдержанной манерой письма (зарисовки брата, 1856-1857, Лувр, Париж; рисунок головы баронессы Беллели, 1859, Лувр, Париж), то с жесткой реалистической правдивостью исполнения (портрет итальянской нищенки, 1857, частное собрание).

Вернувшись в Париж, Э.Дега обращается к исторической теме, но в отличие от салонной живописи тех лет отказывается от идеализации античной жизни, изображая ее такой, какой она могла бы быть на самом деле ( "Спартанские девушки вызывают на состязание юношей", 1860, Институт Варбурга и Курто, Лондон). Движения человеческих фигур на полотне лишены изысканной грации, они резки и угловаты, действие разворачивается на фоне обычного повседневного пейзажа.

Эдгар Дега "Спартанские девушки вызывают на состязание юношей" "Спартанские девушки вызывают на состязание юношей".
1860-1862 гг.
Институт Варбурга и Курто, Лондон

В 1860-е гг., копируя старых мастеров в Лувре, Э.Дега знакомится с Э.Мане, с которым его сближает общее неприятие академического салонного искусства. Э.Дега больше интересовался современной жизнью во всех ее проявлениях, нежели вымученными сюжетами выставленных в Салоне картин. Не принимал он также и стремление импрессионистов работать на открытом воздухе, предпочитая мир театра, оперы и кафе-шантана. Придерживаясь достаточно консервативных взглядов как в области политики, так и в личной жизни, Э.Дега был чрезвычайно изобретателен в поисках новых мотивов своих картин, используя неожиданные ракурсы и укрупненные планы ("Мисс Лала в цирке Фернандо", 1879, Национальная галерея, Лондон).

Эдгар Дега "Мисс Лола в цирке Фернандо"

"Мисс Лола в цирке Фернандо".
1879 г.
Национальная галлерея, Лондон

Эдгар Дега "Оркестр Оперы"

"Оркестр Оперы". 1870 г.
56,5 х 42 см.
Музей д'Орсэ, Париж

Особый драматизм образов очень часто рождается из неожиданно смелого движения линий, необычной композиции, напоминающей моментальную фотографию, на которой фигуры с оставшимися за кадром отдельными частями тела сдвинуты по диагонали в угол, центральная часть картины представляет собой свободное пространство ("Оркестр Оперы", 1868-1869, Музей Орсэ, Париж; "Две танцовщицы на сцене", 1874, Галерея института Варбурга и Курто, Лондон; "Абсент", 1876, Музей Орсэ, Париж). Для создания драматического напряжения художник использовал также направленный свет, изображая, например, лицо, разделенное прожектором на две части: освещенную и затененную ("Кафе-шантан в "Амбассадёр", 1876-1877, Музей изящных искусств, Лион; "Певица с перчаткой", 1878, Музей Фогт, Кембридж). Этот прием впоследствии использовал А.де Тулуз-Лотрек в афишах для Мулен-Руж.

Эдгар Дега "Абсент"

"Абсент". 1875-1876 гг.
Холст, масло. 92х68 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Эдгар Дега "Певица с перчаткой"

"Певица с перчаткой". 1878 г.
Холст, пастель. 52,8 х 41,1 см.
Изобразительный музей Фогга, Гарвард, Кэмбридж.

Появление фотографии дало художнику опору в поисках новых композиционных решений своих картин, но в полной мере оценить это изобретение Э.Дега смог только в 1872 г. во время пребывания в Северной Америке. Итогом этого путешествия стал "Портрет в хлопковой конторе" (1873, Музей изящных искусств, По), композиция которого производит впечатление случайного репортажного снимка.

Эдгар Дега "Портрет в хлопковой конторе" "Хлопковая контора". 1873 г.
Музей изящных искусств, По.

Вернувшись во Францию, Э.Дега вновь оказывается в компании своих близких друзей: Э.Мане, О.Ренуара и К.Писсарро, но, будучи человеком замкнутым, предпочитает проводить большую часть своего времени за работой, а не за бесконечными спорами о судьбах искусства. Тем более что вскоре один из его братьев попадает в затруднительное финансовое положение, и Э.Дега вынужден в уплату его долгов отдать большую часть своего состояния и продать несколько своих картин.

Э.Дега с головой уходит в работу, посещает танцевальные классы в Опере, где его беспристрастный и цепкий взгляд художника наблюдает за тяжелейшим трудом балерин.

Эдгар Дега "Танцевальный класс"

"Танцевальный класс". 1873-1875 гг.
Холст, масло. 85х75 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Эдгар Дега "Звезда (Танцовщица на сцене)"

"Звезда (Танцовщица на сцене)".
1878 г.
Пастель. 60х44 см.
Париж, Музей д'Орсэ

Хрупкие и невесомые фигурки балерин предстают перед зрителем то в полумраке танцевальных классов, то в свете софитов на сцене, то в короткие минуты отдыха. Кажущаяся безыскусность композиции и незаинтересованная позиция автора создают впечатление подсмотренной чужой жизни ("Танцевальный класс", 1873-1875; "Танцовщица на сцене", 1878 - обе в Музее Орсэ, Париж; "Танцовщицы на репетиции", 1879, ГМИИ, Москва; "Голубые танцовщицы", 1890, Музей Орсэ, Париж). Та же отстраненность наблюдается у Э.Дега и в изображении обнаженной натуры. При работе над женскими образами, по словам самого художника, его в первую очередь занимает цвет, движение и строение их тела. Поэтому ему достаточно изобразить мелькнувшую в дверном проеме молодую женщину, кокетливо надетую шляпку, утомленную позу гладильщицы или прачки ("Чтение письма", 1884, Художественная галерея и музей, Глазго; "Гладильщицы", Музей Орсэ, Париж). Женщины на его полотнах лишены тепла, но от этого они не становятся менее привлекательными и волнующими.

Эдгар Дега "Гладильщицы"

"Гладильщицы". 1884 г.
Холст, масло. 76х81 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

В середине 1880-х гг. Э.Дега начинает использовать пастель. Причиной этому явился прогрессирующий конъюнктивит, которым художник заболел, находясь на военной службе в качестве добровольца при осаде Парижа. Именно в это время он создает свои знаменитые изображения обнаженной натуры. Преклонение перед человеческим телом он выразил в серии пастелей, представляющих женщин за туалетом ("После ванны", 1885, частное собрание), Эти восхитительные работы были показаны на восьмой, последней выставке импрессионистов в 1886 г.

Эдгар Дега "Ванная" "Ванная". 1885-1886 гг.
Пастель, 70х70 см.
Музей Хиллстеда, Фамингтон (Коннектикут).

В своих поздних работах, напоминающих праздничный калейдоскоп огней, Э.Дега был одержим желанием передать ритм и движение сцены. Чтобы придать краскам особый блеск и заставить их светиться, художник растворял пастель горячей водой, превращая ее в некое подобие масляной краски, и кистью наносил ее на холст.

Одна из излюбленных тем Э.Дега - изображение лошадей перед стартом. Для того, чтобы лучше передать нервное напряжение людей и животных в этот ответственный момент, он часто посещал скачки в Лоншане и впитывал в себя азартную атмосферу соревнований ("Скаковые лошади перед трибуной", 1869-1872; "На скачках", 1877-1880 - обе в Музее Орсэ, Париж; "Жокеи перед скачками", 1881, Художественный музей Барбера, Бирмингем).

Эдгар Дега "Скаковые лошади перед трибуной" "Рысаки у трибуны". 1866-1868 гг.
Холст, масло. 46х61 см.
Лувр, Париж.

В личной жизни Э.Дега был одновременно сдержанным и вспыльчивым, случавшиеся с ним временами приступы гнева, как правило, были вызваны опасениями потерять свою независимость. Художник никогда не был женат и не имел детей. Потеряв зрение в 1908 г., он вынужден был отказаться от занятий живописью и последние годы провел в глубоком одиночестве.

Литература:
1. Тугендхольд Я.А. Эдгар Дега и его искусство. М., 1922.
2. Зернов Б.А. Дега. Альбом. Л.-М., 1965.
3. Русакова Р. Дега. М., 1968.
4. Э.Дега. Письма. Воспоминания современников. Пер. с англ. и франц. М., 1971.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Хронология жизни

1834
Родился в Париже, в семье Огюста де Га, банкира, и его жены Селестины, дочери брокера на хлопковой бирже.

1847
Смерть матери.

1854
Начинает брать уроки живописи у Луи Ламотта, ученика Энгра.

1855
Встреча с Энгром.

1856
Едет в Италию изучать искусство эпохи Ренессанса. Посещает Флоренцию, Неаполь и Рим.

1859
Возвращается в Париж. Открывает собственную мастерскую.

1862
Знакомится с Мане. Тот сводит его с художниками, впоследствии образовавшими группу импрессионистов.

1870
Начало Франко-прусской войны. Записывается в пехотный полк, где у Дега обнаруживаются дефекты зрения.

1872
Посещает своих родственников в Новом Орлеане.

1873
Возвращение в Париж.

1874
Отец художника умирает, оставив после себя огромные долги. Чтобы заплатить кредиторам, Дега продает дом и собрание картин. Помогает в организации первой выставки импрессионистов.

1880
Становится одной из ведущих фигур в мире искусства Парижа.

1886
Прекращает публично выставлять свои картины и начинает продавать их через торговых агентов.

1894
Скандал, связанный с делом Дрейфуса, приводит к разрыву Дега с несколькими старинными друзьями.

1908
Зрение художника ухудшается настолько, что он почти перестает писать.

1912
Дега вынужден покинуть свой дом, который подлежит реконструкции. Не оставляет попыток продолжить работу. Его картина "Танцовщицы в баре" приобретена нью-йоркским музеем Метрополитен за рекордную для работ импрессионистов сумму.

1917
Умирает в Париже 27 сентября. На его похоронах присутстуют Клод Моне и художник Жан-Луи Форен.

По материалам "Художественная галерея. Дега", №4, 2004.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.