Картины импрессионистов

tombow

Гюстав Курбе

"Купальщицы".

Гюстав Курбе: коллекция

Гюстав Курбе: жизнь и творчество

Гюстав Курбе в музеях

Гюстав Курбе "Купальщицы" "Купальщицы". 1853 г.
Холст, масло. 227х193 см.
Музей Фабра, Монпелье.

Эта картина, впервые выставленная в Салоне 1853 года, вызвала всеобщее негодование. В частности, императрица Франции сказал, что тело изображенной на картине женщины напоминает лошадиный круп, а сам Наполеон III, осматривавший экспозицию, в раздражении ударил полотно своим хлыстом.

"Купальщицы" нарушали сразу несколько принятых правил "хорошего тона". Во-первых, женщина была написана слишком реалистично. До появления "Купальщиц" обнаженная женская фигура могла прнинадлежать лишь мифологическому персонажу. Во-вторых публику рассердили сами позы женщин. До этого времени большинство выставлявшихся в Салоне картин такого рода были хотя бы номинально мотивированы каким-то сюжетом. На картине Курбе ожидание события связано с руками обнаженной. Ее поза напоминает позу, характерную для Марии Магдалины ("не прикасайся ко мне") при ее встрече с воскресшим Христом возле Его гробницы. Однако в данном контексте такая трактовка представляется невозможной и кощунственной, и создается впечатление, что сюжет в картине вообще отсутствует.

Шокирующий реализм

Гюстав Курбе "Купальщицы"

Гюстав Курбе "Купальщицы" 1. Вытянутая рука купальщицы обещала зрителю какой-то сюжет, но на картине ровным счетом ничего не происходило, и посетители покидали Салон, чувствуя себя обманутыми.
Гюстав Курбе "Купальщицы" 2. В живописи того времени не допускалась откровенная нагота. Многих зрителей возмутили не очень чистая накидка на бедрах женщины, и особенно грязные ноги сидящей героини.
Гюстав Курбе "Купальщицы" 3. Техническое мастерство художника  (при всех высказанных претензиях) не подвергалось сомнению. Всеобщее восхищение вызвал виртуаозно написанный пейзаж, а также деталь картины, напоминающая натюрморт со свернутой в узелок одеждой.
Гюстав Курбе "Купальщицы" 4. Обнаженная женская фигура должна обладать классическими пропорциями - вот незыблемое правило, к которому привыкли посетители Салона. Всякое искажение пропорций воспринималось как гротеск. Один из критиков заметил, что при виде такого тела даже крокодил лишился бы аппетита.

По материалам "Художественная галерея. Гюстав Курбе". №17, 2004 г.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.