Картины импрессионистов

derwent

Гюстав Курбе

Гюстав Курбе. "Автопортрет"

"Автопортрет"


Гюстав Курбе: коллекция

Гюстав Курбе в музеях

Хронология жизни

Эпизоды из жизни 1. Бунтарь
2. Шокирующий реализм

КУРБЕ Гюстав (1819-1877) - выдающийся французский живописец, скульптор, общественный деятель, представитель и теоретик реализма, один из предшественников импрессионизма.

Родился в семье состоятельного крестьянина. Учился в коллеже в Безансоне, в школе рисования у Флажуло, в Париже посещал ателье Сюиса, где работал на живой модели, в Лувре копировал работы старых мастеров. Испытал влияние живописи Веласкеса, Рембрандта, Халса. Посетил Англию, Голландию, Германию, Австрию. Работал в Париже, Орнане, Ла-Тур-де-Пельсе.

Ранние работы Курбе отражают романтическое мироощущение художника, отмеченное сентиментальной мечтательностью ("Автопортрет с черной собакой", 1844, Музей изящных искусств, Париж; "Влюбленные в деревне", 1844, Музей изящных искусств, Лион; "Раненый человек", 1844, Лувр, Париж; "Послеобеденный отдых в Орнане", 1849, Дворец изящных искусств, Лилль).

Гюстав Курбе "Автопортрет (Курбе с черной собакой)"

"Автопортрет (Курбе с черной собакой)". 1844 г.
Холст, масло.
Музей дю Петит Палас, Париж.

Гюстав Курбе "Раненый человек"

"Раненый человек". 1844-1854 гг.
Холст, масло.
Музей д'Орсэ, Париж.

Несмотря на отсутствие в картинах ярко выраженной социальной направленности, тот факт, что художник обращается к окружающей его действительности, просто и естественно передает увиденное, говорит о зарождении реалистического метода в его живописи.

Социальное содержание вкладывает художник в более позднюю свою работу - "Каменотесы" (1849-1850), ранее в Дрезденской галерее, погибла во время второй мировой войны), в которой он со всей суровостью и откровенностью рисует правду жизни. Та же неприукрашенная действительность смотрит на нас и с других полотен Г.Курбе, написанных почти одновременно с "Каменотесами": "Похороны в Орнане" (1849, Лувр, Париж) и "Крестьяне, возвращающиеся с ярмарки" (в 1854 г. была переписана, находится в Токио).

Гюстав Курбе "Похороны в Орнане"

"Похороны в Орнане". 1849-1850 гг.
Холст, масло. 314х663 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Гюстав Курбе "Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, Орнан"

"Крестьяне из Флажи, возвращающиеся с ярмарки, Орнан". 1850-1855 гг.
Холст, масло.
Музей изящных искусств, Безансон.

Стремление Курбе к реалистической передаче материального мира должно было воплотиться в новом художественном методе, отличном от красочности Э.Делакруа и резких светотеневых контрастов О.Домье, лишающих предметы своей объемности. Таким методом для художника становится тональная живопись. Используя свет, он как бы лепит объемы изображаемых вещей и моделей. Чаще всего он берет темный холст, на который кладет сначала темные краски, постепенно переходит к более светлым и заканчивает наложением самого яркого блика. Уверенные и энергичные мазки художника придают формам убедительную жизненную силу.

Восприятие реальности мира во всех его проявлениях художник передает в пейзажах, натюрмортах и портретах.

Его портреты с элементами пейзажа или интерьера напоминают жанровые картины (портрет поэта Бодлера, 1848, Музей Фабр, Монпелье; портрет композитора Берлиоза, 1850, Лувр, Париж; портрет мецената Брюйяса в картине "Здравствуйте, господин Курбе", 1854, Музей Фабр, Монпелье). Очень трудно определить жанровую принадлежность картин Г.Курбе, написанных им в 1860-х гг.: "Маленькие англичанки у открытого окна на берегу моря" (1865, Глиптотека, Копенгаген), "Девочка с чайками" (1865, Собрание Поля Розенберга, Париж) и др.

Гюстав Курбе "Здравствуйте, мсье Курбе"

"Здравствуйте, мсье Курбе!". 1854 г.
Холст, масло.
Музей Фабр, Монпелье.

Гюстав Курбе "Девочка с чайками, Трувилль"

"Девочка с чайками, Трувилль".
1865 г.
Холст, масло.
Частная коллекция.

Черты перехода жанровой живописи в портрет позднее были использованы Э.Мане и художниками-импрессионистами.

С середины 1850-х гг. Курбе все больше увлекается пейзажем, работает на пленэре, внимательно наблюдая за жизнью природы.

Его любимым мотивом становится изображение охоты. Картины, написанные в этот период, отмечены реальным ощущением пространства, правдивым воспроизведением реальных предметов и огромным интересом к проблеме передачи световоздушной среды.

Палитра художника заметно светлеет, краски становятся более насыщенными ("Косули у ручья", 1866, Лувр, Париж; "Загнанный олень (Аллали)", 1867, Музей искусств, Безансон).

Гюстав Курбе "Косули у ручья"

"Косули у ручья". 1866 г.
Холст, масло. 174х209 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

Гюстав Курбе "Шторм (Волна)"

"Шторм (Волна)". 1869 г.
Холст, масло. 117х160,5 см.
Музей д'Орсэ, Париж.

В последнее десятилетие своей жизни Г.Курбе пишет прекрасные морские пейзажи, изображая то спокойную и безмятежную водную гладь ("Море у берегов Нормандии", 1867, ГМИИ, Москва), то как бы на мгновение приостановившую свое могучее движение волну ("Волна", 1870, Лувр, Париж).

Разнообразная цветовая гамма марин меняется в зависимости от освещения, но неизменным остается стремление художника подчеркнуть объемность и материальность реального мира, наполненного светом и воздухом.

Влияние Г.Курбе на творчество импрессионистов проявилось в первую очередь в выборе сюжетов, связанных с современной жизнью, а также в использовании его технических приемов для передачи материальности и весомости форм.

Литература:
1. Тихомиров А.Н. Г.Курбе. М., 1965.
2. Калитина Н. Г.Курбе. Очерк жизни и творчества. М., 1981.

По материалам из книги "Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма"/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Хронология жизни

1819
Родился 10 июня в Орнане, в семье землевладельца.

1837
Изучает право в колледже, в Безансоне.

1839
Переезжает в Париж. Работает над техникой рисунка, копируя в музеях работы признанынх мастеров.

1847
Женится на Виржинии Бине, становится отцом.

1850
В Салоне показывает три больших полотна, в том числе "Похороны в Орнане". Картина привлекает общее внимание.

1855
В дни проведения Всемирной выставки в Париже организует выставку своих работ в собственном павильоне "Реализм". расстается с женой.

1869
Творчество Курбе получает широкое признание. Художник получает награды от короля Баварии и короля Бельгии.

1871
Назначается главой Художественной комиссии Парижской Коммуны. После падения Коммуны Курбе обвиняют в вандализме и разрушении статуи Наполеона на Вандомской площади. Решение суда - штраф и шесть месяцев тюремного заключения.

1872
Умирает единственный сын Курбе.

1873
Судебное разбирательство по поводу разрушения Вандомской колонны продолжается. Понимая, что его могут принудить к покрытию всех затрат, связанных с восстановлением монумента, Курбе бежит из Франции и поселяется в швейцарском городке Тур-де-Пельц.

1877
По решению французского суда конфискованы и проданы с аукциона картины Курбе. Сам художник умирает 31 декабря того же года.

1919
В связи со столетием со дня рождения Курбе его останки переносят на его родину, в Орнан.

По материалам "Художественная галерея. Курбе", № 17, 2005 г.






Rambler's Top100


Оригинал этого вебсайта расположен по адресу http://impressionnisme.narod.ru.